РУС БЕЛ ENG

Молодому специалисту

План работы 

«Школы молодого специалиста» 

на 2023/2024 учебный год

 

Цель: обмен педагогическим опытом, оказание помощи молодым специалистам в профессиональном становлении, повышение их профессиональной компетентности.

Задачи:

  1. Обеспечить наиболее легкую адаптацию молодых специалистов в коллективе, поддержать педагога эмоционально, укрепить  его веру  в себя.
  2. Использовать  эффективные формы повышения профессиональной компетентности и профессионального мастерства молодых специалистов, обеспечить информационное пространство для самостоятельного овладения ими профессиональными знаниями.
  3. Оказать методическую помощь молодому специалисту в овладении практическими навыками учебно-воспитательной работы.
  4. Оказывать содействие молодым педагогам в применении современных подходов и передовых педагогических технологий в образовательном процессе. 

Мероприятие

Сроки выполнения

Ответственный

1.

Знакомство вновь прибывших педагогов со спецификой педагогической деятельности, организацией образовательного процесса, охраной труда, правилами внутреннего трудового распорядка.

Август

Селецкая Е.М., заместитель директора по УР

2.

Круглый стол «Успехи сотрудничества». Собеседование с молодыми специалистами, педагогами-наставниками.

Микроисследование «Как вы относитесь к своей профессии»

Сентябрь

Селецкая Е.М., заместитель директора по УР,

Бахар Е.А.,  руководитель ШМС

3.

Изучение содержания учебных программ, нормативных документов.

Инструктаж-практикум по ведению школьной документации

 

Сентябрь

Селецкая Е.М., заместитель директора по УР,

Бахар Е.А.,  руководитель ШМС

4.

Диагностика профессиональных затруднений молодого педагога

 

Октябрь

Бахар Е.А.

руководитель ШМС,

наставник

5.

Заседание №1

Педагогическая лаборатория «Индивидуальный стиль деятельности учителя как важнейшее условие формирования эффективности педагогического труда. Микроисследование «Каков твой стиль педагогической деятельности?»

Октябрь

Бахар ЕА,  руководитель ШМС,

наставник,

зам.директора по УР

Денисевич И.В.

педагог-психолог

6.

Дискуссия «Факторы, влияющие на уровень обученности»

(диагностика учебной работы, деятельность по сплочению и развитию детского коллектива)

Ноябрь

Педагог-наставник

7.

Взаимопосещение  учебных занятий наставниками и молодыми  специалистами. Посещение учебных занятий опытных педагогов.

В течение года

Наставник, руководители методических объединений

8.

Участие в заседаниях МО учителей начальных классов, педагогических советах.

в течение года

Руководители методических объединений, наставник

9.

Заседание №2

Семинар-практикум «Психологические особенности учащихся с ОПФР и учет их индивидуальных особенностей при планировании и проведении учебного занятия».  

Декабрь

 Бахар Е.А.

руководитель ШМС,

наставники

10.

Тренинг «Адаптация молодого специалиста»

Январь

Денисевич И.В.

педагог-психолог

11.

Педагогический манеж. Проведение недели молодого педагога

Апрель

Селецкая Е.М.

замдиректора по УР

Бахар Е.А.,  руководитель ШМС,

12.

Самоанализ педагогической деятельности  молодым специалистом (анкетирование)

Апрель

руководитель ШМС,

Бахар Е.А.,  Денисевич И.В.

педагог-психолог

 101 13.

 Заседание №3

Аукцион «Подведение итогов года. Творческий отчет молодого специалиста».

 

Май

Бахар Е.А.,  руководитель ШМС,

Селецкая Е.М.

замдиректора по УР

наставник

Фамилия, имя, отчество

Учебное заведение

Год окончания

Факультет

Квалификация

Кем работает

1

Захарчук Елизавета Витальевна

УО «БГПУ
им.М.Танка»

2023г.

Начальное
образование

Преподаватель 

Учитель начальных классов

 

ПОЛОЖЕНИЕ О НАСТАВНИЧЕСТВЕ

государственного учреждения образования «Специальная школа-интернат г.Новогрудка»

1. Общие положения

1.1. Школьное наставничество - разновидность индивидуальной воспитательной работы с молодыми специалистами.

Наставник - опытный учитель (воспитатель), обладающий высокими профессиональными и нравст­венными качествами, знаниями в области методики преподавания и воспитания.

Молодой специалист - выпускник, овладевший знаниями основ педагогики по программе ССУЗа или ВУЗа, проявивший желание и склонность к дальнейшему совершенство­ванию своих навыков и умений. Он повышает свою квалификацию под непосредственным руко­водством наставника по согласованному плану профессионального становления.

1.2.Школьное наставничество предусматривает систематическую индивидуальную работу опытного учителя по развитию у молодого специалиста необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельности. Оно призвано наиболее глубоко и всесторонне развивать имеющиеся у молодого специалиста знания в области предметной специализации и методики преподавания.

1.3. Правовой основой института школьного наставничества являются настоящее По­ложение, другие нормативные акты Министерства образования Республики Беларусь, регламентирующие вопросы профессиональной подготовки учителей и специалистов образовательных учреждений.

2. Цели и задачи наставничества

2.1. Целью школьного наставничества в образовательном учреждении является оказа­ние помощи молодым специалистам в их профессиональном становлении, а также формирование в учреждении кадрового ядра.

2.2. Основными задачами школьного наставничества являются:

· привитие молодым специалистам интереса к педагогической деятельности и за­крепление учителей в образовательном учреждении;

·ускорение процесса профессионального становления педагога и развитие способ­ности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанно­сти по занимаемой должности;

·адаптация к корпоративной культуре, усвоение лучших традиций коллектива учреждения и правил поведения в учреждении, сознательного и творческого отношения к выполнению обязанностей педагога.

3. Организационные основы наставничества

3.1. Школьное наставничество организуется на основании приказа директора учреждения.

3.2.Руководство деятельностью наставников осуществляет заместитель директора учреждения по учебной работе и руководители методических объе­динений, в которых организуется наставничество.

3.3. Руководитель методического объединения подбирает наставника из наиболее под­готовленных учителей, обладающих высоким уровнем профессиональной подготовки, комму­никативными навыками и гибкостью в общении, имеющих опыт воспитательной и методической работы, стабильные показатели в работе, богатый жизненный опыт, способность и готовность делиться профессиональным опытом, системное представление о педагогической деятельности и работе учреждения, предпочтительно стаж педагогической деятельности не менее пяти лет, в том числе не менее двух лет по данному предмету.

Наставник должен обладать способностями к воспитательной работе и может иметь одновременно не более двух подшефных.

3.4.Назначение наставника производится при обоюдном согласии предполагаемого на­ставника и молодого специалиста, за которым он будет закреплен приказом директора учреждения с указанием срока наставничества. Как правило, наставник прикрепляется к молодому спе­циалисту на срок не менее одного года.

3.5. Замена наставника производится приказом директора учреждения в случаях:

·       увольнения наставника;

·       перевода на другую работу подшефного или наставника;

·       привлечения наставника к дисциплинарной ответственности;

·       психологической несовместимости наставника и подшефного.

3.6.Показателями оценки эффективности работы наставника является выполнение целей и задач молодым специалистом в период наставничества. Оценка производится на проме­жуточном и итоговом контроле.

4. Обязанности наставника:

·знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого специалиста по занимаемой должности;

·разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления последнего с учетом уровня его интеллектуального развития, педа­гогической, методической и профессиональной подготовки по предмету;

·изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста, его отношение к проведению занятий, коллективу учреждения, учащимся и их родителям, увлечения, наклонности, круг досугового общения;

·знакомить молодого специалиста с учреждением, с расположением учебных классов, кабинетов, служебных и бытовых помещений;

·вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к молодому специалисту, правилами внутреннего трудового распорядка, охраны труда и техники безопасности);

·проводить необходимое обучение; контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом учебных занятий и внеклассных мероприятий; разрабатывать совместно с молодым специалистом План профессионального становления; давать конкретные задания с определенным сроком их выполнения; контролировать работу, оказывать необходимую помощь;

·оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;

·личным примером развивать положительные качества молодого специалиста, корректировать его поведение в учреждении, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора;

·участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия; вести дневник работы наставника и периодически докладывать руководителю методического объединения о процессе адаптации молодого специалиста, ре­зультатах его труда;

·подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста, составлять отчет по итогам наставничества с заключением о результатах прохождения адаптации, с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.

5. Права наставника:

- с согласия заместителя директора по УР (руководителя методического объединения) подключать для дополнительного обучения молодого специалиста других сотрудников школы;

- требовать рабочие отчеты у молодого специалиста как в устной, так и в письмен­ной форме.

6. Обязанности молодого специалиста.

6.1.Кандидатура молодого специалиста для закрепления наставника рассматрива­ется на заседании МО с указанием срока наставничества и будущей специализации и утверждается приказом директора учреждения.

6.2. В период наставничества молодой специалист обязан:

·изучать нормативные документы, определяющие его слу­жебную деятельность, структуру, штаты, особенности деятельности учреждения и функциональные обязанности по занимаемой должности;

·выполнять план профессионального становления в установленные сроки;

·постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности;

·учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним;

·совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень;

·периодически отчитываться о своей работе перед наставником и руководителем методического объединения.

7. Права молодого специалиста.

Молодой специалист имеет право:

- вносить на рассмотрение администрации школы предложения по совершенство­ванию работы, связанной с наставничеством;

- защищать профессиональную честь и достоинство;

- знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его рабо­ты, давать по ним объяснения;

- повышать квалификацию удобным для себя способом.

8. Руководство работой наставника.

8.1. Организация работы наставников и контроль их деятельности возлагается на за­местителя директора по учебной работе.

8.2. Заместитель директора по УР обязан:

- представить назначенного молодого специалиста учителям школы, объявить при­каз о закреплении за ним наставника;

- создать необходимые условия для совместной работы молодого специалиста с закрепленным за ним наставником;

-посетить отдельные уроки и внеклассные мероприятия по предмету, проводимые наставником и молодым специалистом;

- организовать обучение наставников передовым формам и методам индивиду­альной воспитательной работы, основам педагогики и психологии, оказывать им методическую и практическую помощь в составлении планов работы с молодыми специалистами;

-изучить, обобщить и распространить положительный опыт организации наставни­чества в образовательном учреждении;

- определить меры поощрения наставников.

9. Документы, регламентирующие наставничество.

9.1. К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся:

-настоящее Положение;

-приказ директора учреждения об организации наставничества;

-планы работы педагогического совета, Совета наставни­ков, методических объединений;

-протоколы заседаний педагогического совета, Совета на­ставников, методических объединений, на которых рассматривались вопросы на­ставничества;

-методические рекомендации и обзоры по передовому опыту проведения работы по наставничеству;

-переписка по вопросам деятельности наставников.

Положение

о Школе молодого специалиста

государственного учреждения образования «Специальная школа-интернат г.Новогрудка»

1. Общие положения

1.1. Настоящее ПОЛОЖЕНИЕ определяет нормативно-правовые и содержательно деятельностные основы функционирования Школы молодого специалиста (ШМС).

1.2.ШМС является структурной единицей районной методической сети, созданной для содействия становлению профессиональных качеств педагога.

1.3.В состав ШМС входят Школа молодого учителя, Школа молодого воспитателя, Школа молодого специалиста педагога-психолога и педагога социального, Школа молодого специалиста педагога-организатора.

1.4.В своей деятельности ШМС руководствуется нормативными правовыми актами и методическими документами, регламентирующими деятельность общеобразовательных учреждений Республики Беларусь и настоящим ПОЛОЖЕНИЕМ.

1.5. Слушателями ШМС являются молодые педагоги, прибывшие в учреждения образования района после окончания профессионально-технического, средне специального и высшего учебного заведения и имеющие стаж педагогической работы до 2-х лет.

2. Цель, задачи и виды деятельности ШМС

2.1. Целью работы ШМС является создание условий для личностного и профессионального роста молодых педагогов, их самореализации и социализации средствами методической работы.

2.2.. Задачами деятельности ШМС являются:

удовлетворение потребности молодых педагогов в информации об организации учебной деятельности;

совершенствование профессионально-значимых личностных качеств;

повышение педагогического мастерства молодых специалистов;

обучение планированию, организации и анализу учебной деятельности;

формирование индивидуального стиля педагогической деятельности.

2.3. Основные направления деятельности ШМС:

повышение научно-методического уровня профессиональной деятельности;

освоение методики научно-исследовательской деятельности;

практическое изучение основ диагностики, прогнозирования, планирования, организации учебной деятельности;

изучение передового педагогического опыта;

знакомство, изучение и внедрение новых педагогических технологий;

создание условий для удовлетворения запросов по самообразованию;

совершенствование культуры педагогического общения;

развитие способностей работать в команде.

3. Содержание деятельности ШМС

3.1. Диагностика затруднений начинающих педагогов и планирование деятельности на основе анализа запросов и потребностей.

3.2. Проектирование деятельности молодых специалистов на основе утверждённых планов методической деятельности учреждения, персональных интересов и возможностей педагогов.

3.3. Организация руководства профессиональной деятельностью и самообразованием молодых специалистов.

3.4. Оказание квалифицированной помощи по всем направлениям педагогической деятельности со стороны руководителей ШМС, наставников, администрации учреждений образования.

3.5. Мониторинг эффективности деятельности молодых специалистов.

4. Организация работы ШМС

4.1. Работу ШМС возглавляет заместитель директора по учебной работе, а также привлекаются руководители других методических объединений учреждения образования, передовые учителя.

4.2. Работа ШМС организуется в соответствии с планом, который разрабатывается на учебный год. План составляется руководителем ШМС.

4.3. Заседания ШМС проводятся не реже одного раза в полугодие.

4.4. Заседания ШМС проводятся в форме теоретических и практических занятий (семинаров, практикумов, диспутов, «круглых столов», открытых уроков, взаимопосещений и т.д.).

4.6. Документация ШМС:

- приказ об открытии ШМС;

- положение о ШМС;

- план работы ШМС;

- протоколы заседаний.

- банк данных о молодых специалистах;

- анализ работы за год;

- сведения о профессиональных потребностях и затруднениях молодых специалистов.

5. Права и обязанности членов ШМС.

- принимать участие в планировании работы ШМС;

- участвовать в научных и учебно-методических конференциях, семинарах и совещаниях, презентуя наработанный опыт;

- регулярно посещать занятия ШМС;

- присутствовать на занятиях своих коллег (с их предварительного согласия);

- анализировать работу ШМС;

- своевременно предоставлять отчёт по итогам стажёрской практики.