Туристско-краеведческая работа и туризм являются неотъемлемой частью гражданско-патриотического воспитания. На занятиях в объединениях туристско-краеведческого профиля, во время туристских походов, соревнованиях и других массовых мероприятиях ребята укрепляют здоровье, приобретают навыки и умения, необходимые в будущей жизни.
Изучение родного края, окружающей природы расширяет кругозор, воспитывает патриотизм и любовь к Родине. Для любителей активного отдыха, стремящихся к расширению внеурочной деятельности, усилению мотивации к занятиям физической культурой и спортом рекомендую обратить внимание на организацию туристских походов.
Туристский поход – массовая активная форма деятельности, использование которой позволяет решать познавательные, воспитательные, коммуникативные, оздоровительные и спортивные задачи. Занятия туризмом способствуют развитию морально-волевых качеств: дружбы, коллективизма, взаимовыручки. Участие в туристских походах, экспедициях и других мероприятиях воспитывают находчивость, мужество, умение преодолевать трудности в сложных ситуациях, самостоятельность, честность, ответственность за порученное дело, требовательность к себе и товарищам, а так же способствует приобретению расширенных знаний об окружающем мире и его развитии.
В процессе занятий есть возможность знакомиться с природой и достопримечательностями родного края, ведётся краеведческая работа, собираются интересные факты и легенды, связанные с местами, где проходил разработанный маршрут, на практике применяются знания топографии, ориентирования, охраны природы.
Важным фактом является то, что туризм даёт нам здоровье и отвлекает детей от вредных привычек. Пешеходный туризм – самый массовый и самый доступный вид туризма. Главная задача занятий по туризму – удовлетворить естественную потребность воспитанников в непосредственном познании мира, своего края; показать, как он прекрасен, воспитать активную любовь к нему, преданность народу и земле, на которой им посчастливилось родиться.
Теоретические занятия туризмом взаимосвязаны с краеведением, географией, экологией и топографией. Объектами краеведения является природа края, население и экономика края, его история и искусство, входящими в туристскую подготовку детей школьного возраста. Краеведение как одна из сторон теоретической подготовки школьников, может удовлетворять главную человеческую потребность – стремление к познанию окружающего мира, тем самым создавая условия для развития познавательных способностей.
Воспитанникам Новогрудской спецшколы-интерната каждый год предоставляется возможность побывать в двухдневном походе по маршруту Новогрудок–агрогородок Валевка–озеро Свитязь–город Новогрудок. И на этот раз ребята отправились в поход, целью которого стало привлечение учащихся к активному отдыху на свежем воздухе; привитие им любви к природе и спорту; сплочение коллектива воспитанников, учителей, воспитателей и родителей, развитие интересов и формирование стимулов у школьников и воспитанников приобретению туристско-краеведческих знаний, умений и навыков, пропаганда и популяризация здорового и безопасного образа жизни; отработка практических навыков поведения в сложных и экстремальных ситуациях; восстановление психофизических сил и здоровья детей, их адаптация к жизни в обществе.
– Я каждый год на протяжении четырёх лет участвую в таких походах. Убедился, что походная жизнь учит многому. В туристском походе уж точно научишься переносить тяжести: рюкзак в этом – главный учитель. Научился оказывать помощь пострадавшему товарищу, преодолевать любые препятствия, – отметил ученик 10-го класса «Б» Глеб Макаревич. – Туриста не тревожит отсутствие крыши над головой – он сумеет организовать свой ночлег. Туристу не страшны ни холод, ни жара. Ведь, как говорится: «Нет плохой погоды, если есть хорошее снаряжение». Чего только ни умеет делать человек с рюкзаком!
– Второй год принимаю участие в походе. Туризм – это путешествие в свободное время по интересным местам, когда отдых сочетается с элементами спорта, – подчеркнул ученик 9-го класса Дима Кепель.
– В каждом из нас живет интерес к путешествиям. Прогулки, походы, экскурсии, соревнования – это то, что нам даёт всестороннее развитие, – считает ученица 10-го класса «А» Настя Левашко.
– В туристских походах закаляем свой организм. Укрепляем здоровье, развиваем выносливость, силу и остальные физические качества, – рассказал ученик 10-го класса «Б» Артём Линченко. – Также мы учимся ориентироваться на местности, учимся преодолевать естественные препятствия, учимся самообслуживанию.
– Туристская деятельность приобщает нас к труду. Туристские походы, «робинзонская» жизнь в палатке, вечерние посиделки под звёздным небом у жаркого костра – вот где «зарыт» настоящий клад активных и самостоятельных действий, – подытожил ученик 10-го класса «А» Владислав Кветка.
В конце двухдневного похода воспитанники и педагоги сделали для себя вывод, что в результате проведения походов происходит укрепление здоровья, воспитание трудовых навыков, нравственных и физических качеств. В походах мы занимаемся благоустройством бивака, приготовлением пищи на костре, техникой спортивного туризма, изучаем историю родного края, учимся правильно оказывать первую медицинскую помощь, участвуем в культурно-спортивных мероприятиях, выживаем в экстремальных ситуациях. Все это воспитывает чувство коллективизма, школьники и воспитанники учатся быть чуткими друг к другу, беспощадными к нарушителям дисциплины и порядка.
Туризм способствует повышению качества учебно-воспитательного процесса. На основе данного исследования есть наблюдения, что активно используемые средства туризма развивают и обогащают интерес детей к изучению материалов о малой Родине и родном крае. Туристская деятельность благоприятно влияет на гармоничное развитие личности школьника.
Для наших детей двухдневный поход – способ активного отдыха, увлекательное занятие, наполненное романтикой необыкновенного образа жизни.
Ольга Владимировна РАДЧЕНКО,
воспитатель 10-го класса.
г. Новогрудок,
специальная школа-интернат.
Источник: http://www.zorika.by/?p=62700
Ярко и весело в оздоровительном лагере «Клуб_путешественников.by» Новогрудской спецшколы-интерната прошел конкурс «Эко-мода – 2022».Шикарные вечерние наряды в пол и кокетливые коктейльные платья смотрелись не хуже моделей от известных кутюрье.
В своих дизайнерских творениях воспитанники лагеря использовали и природные материалы (листья, ветки), и бумагу формата А 4, и биоразлагаемые мешки для мусора…
Под зажигательную музыку и аплодисменты зрителей на импровизированном подиуме состоялось дефиле.
Во время презентации своих коллекций юные дизайнеры продемонстрировали все свои таланты: одни читали стихи, другие – прозу, кто-то разыгрывал театрализованные представления...
Уникальные, неповторимые, прекрасные – каждая модель отличалась своею яркостью и оригинальностью. Восхищению зрителей не было предела!
Ребята ещё раз задумались над тем, как важен для нас наш общий дом – планета Земля. Живя в этом доме, мы должны его уважать и беречь. Человек – часть природы. Сохранить её для своих потомков – обязанность и долг каждого!
Дарья Свороб,
Педагог-организатор оздоровительного лагеря «Клуб_путешественников.by»
Источник: https://novgazeta.by/news/obshhestvo/eko-moda-2022-kreativnye-naryady-iz-ekomaterialov-sozdali-vospitanniki-lagerya-klub-puteshestvenniko/?fbclid=IwAR2lk4JaAf3oAQIP9Z1FecE26YwN73a_vwjchz__ufjbWepGbBHOcmkMEys
Воспитанники Новогрудской спецшколы-интерната приняли участие в особенном модном показе «Цветные сны»
Пятый юбилейный проект «Особенный модный показ «Цветные сны» прошел на сцене спортивно-культурного центра Белорусского государственного университета культуры и искусств. Участие в мероприятии приняли воспитанники Новогрудской специальной общеобразовательной школы-интерната для детей с тяжелыми нарушениями речи, нарушениями психического развития, трудностями в обучении.
Юные дизайнеры и модели учреждения образования представили зрителям собственную коллекцию одежды «Мелодия весны». Над созданием оригинальных платьев и пальто трудилась целая команда креативных, творческих, талантливых учащихся под руководством педагогов Татьяны Щемер и Татьяны Кравцовой.
Замечательный номер нашим моделям поставила Ольга Шаталина. Наблюдая за репетициями показа, не раз убедилась в том, что солисты знаменитой группы «Тяни-Толкай» на все сто процентов правы, утверждая: «Тяжела жизнь модели».
На сцене спортивно-культурного центра Белорусского государственного университета культуры и искусств более 200 детей с особенностями развития, воспитанники 16 школ и домов-интернатов, продемонстрировали коллекции одежды от известных белорусских дизайнеров и ученических коллективов, созданных под девизом «Дети – детям».
В конце мероприятия особенные модели получили всю дизайнерскую одежду в дар. Зрители также смогли увидеть выступление артистов белорусской эстрады и победителей республиканских конкурсов.
Мы благодарны организаторам инклюзивного проекта за приглашение. Пусть все цветные сны наших детей обязательно сбываются!
Татьяна САЗАНОВИЧ,
воспитатель Новогрудской специальной общеобразовательной
школы-интерната для детей с тяжелыми нарушениями речи,
нарушениями психического развития, трудностями в обучении
Ссылка: https://ng-press.by/2022/05/17/vospitanniki-novogrudskoj-spetsshkoly-internata-prinyali-uchastie-v-osobennom-modnom-pokaze-tsvetnye-sny/
Екатерина РОЛЁНОК: история жизни девушки, ставшей участницей партизанского отряда
Говорят, что время лечит… 13 лет прошло с тех пор, как не стало моего родного и близкого человека – бабушки Екатерины Евдокимовны Ролёнок. Моя бабушка – участник Великой Отечественной войны.
Родилась Е.Е.Ролёнок 2 февраля 1924 года в деревне Березино Витебской области. Девушке было 17 лет, когда началась война. У выпускницы школы были красивые мечты о будущем – она мечтала стать учителем. Суровое военное время распорядилось так, что ей пришлось заниматься вместе с мамой, бабушкой, соседками тяжёлым сельскохозяйственным трудом. Мужчин в деревне не осталось, поэтому Екатерине пришлось ходить за плугом, таскать брёвна, выполнять всю тяжёлую работу. Всё чаще и чаще в деревню стали наведываться солдаты немецкой армии – уводили скот, отбирали продукты, издевались над жителями. В 1943 году, когда деревня была оккупирована немцами, моя бабушка ушла в партизаны.
На территории Витебской области была организована 1-я Белорусская антифашистская бригада под командованием полковника Родионова. Комиссаром бригады, вспоминала бабушка, был Герой Советского Союза И.М.Тимчук. В этой бригаде Екатерина Евдокимовна воевала до освобождения Витебской области от фашистских захватчиков. В партизанском отряде бабушке, как и всем женщинам, пришлось обустраивать быт, готовить еду, ухаживать за ранеными. А ещё каждый раз волноваться и переживать за тех, кто выполнял очередное задание. Немало горя и потерь пришлось пережить.
В отряде осуществилась мечта Екатерины – она взяла на себя роль учителя в партизанской школе. Не было учебников, тетрадей, писчей бумаги, нормальных приспособленных помещений для занятий. Однако выручала, как всегда, народная смекалка и мудрость партизан. Из коры дуба вырезали для детей буквы для азбуки, из веточек делали классные счеты, для письма готовили кусочки березовой коры. Народные умельцы нашли способ изготовления чернил: делали отвар из дубовых желудей, бросали туда ржавый гвоздь или кусок железа. Часто для счета использовали гильзы патронов, а писали дети на полях газет и упаковочной бумаге, на обратной стороне немецких листовок, а то и просто палочками на бересте или на песке. Бабушка вспоминала, что часто учителя использовали в работе с детьми приказы Верховного Главнокомандующего, тексты из газет, брошюр или листовок сводок Совинформбюро. Вот так и шла жизнь в отряде: боевые операции, уроки, песни у костра, слёзы от потери друзей и боевых товарищей, боевые задания, походы в тыл врага.
Сама бабушка участвовала в качестве бойца-партизана в разгроме пяти немецких гарнизонов в четырёх диверсионных операциях и в двадцати оборонительных боях с 16 апреля по 5 мая 1944 года. Особенно трудно пришлось партизанской бригаде в апреле – мае 1944 года, во время последней блокады. Враг отступал на фронте и бросил на бригаду шестидесятитысячную армию. Несмотря на превосходство врага, партизаны прорвали окружение и вышли победителями. За участие в боевых действиях во время Великой Отечественной войны бабушка награждена Орденом Великой Отечественной войны 2-й степени, Орденом ветерана войны 1941–1945 гг., Орденом Октябрьской революции и другими памятными наградами.
Екатерина Евдокимовна, вспоминая о тех днях, говорила, что каждому из участвовавших в боях, пришлось пройти через ад. Она часто цитировала К.Симонова: «Она такой вдавила след и стольких наземь положила, что двадцать лет и тридцать лет живым не верится, что живы». Бабушка говорила, что не верится и сейчас, через много лет.
Выступая 9 мая 2008 года перед учащимися Кошелевской средней школы, Екатерина Евдокимовна сказала: «Неслыханные жертвы, понесённые нашим народом в битве с фашизмом во имя всего человечества, должны стать залогом прочного мира на нашей планете, чтобы будущие поколения никогда не испытали того, что пришлось испытать нам».
После войны бабушка решила связать свою жизнь с землёй, чтобы, как она говорила, наша земля была богатой и счастливой. Закончив в 1948 году Марьиногорский техникум, она была принята на работу в Новогрудский райсельхоз агрономом-плодоовощеводом. С 1951 года бабушка работала заведующей Новогрудской льносемстанцией. За многолетний труд (более тридцати лет Екатерина Евдокимовна проработала на этой должности) она была награждена многими грамотами и дипломами нашей республики. В том числе Почётной грамотой Министерства сельского хозяйства Белорусской ССР в 1967 году и такой же грамотой в 1980 году. Екатерина Евдокимовна была участником ВДНХ СССР в Москве в 1964, 1965, 1967 годах. Бабушка очень любила свою работу, отдавала ей всё своё свободное время – и всё с песней, с прибаутками, в хорошем настроении, подбадривая и помогая всем.
Уйдя на заслуженный отдых, бабушка активно участвовала в делах ветеранской организации Новогрудского района, всегда с энтузиазмом и желанием приезжала на встречи со школьниками.
Тринадцать лет, как не стало бабушки, а память всё бередят и бередят воспоминания… Как водила меня в детский сад, в школу, как учила меня печь пирожки, как учила вязать, как поучала, что для женщины важно быть хорошей хозяйкой. А самое главное, говорила бабушка, – чтобы не было войны, чтобы никогда не пришлось мне и моим детям, её правнукам, пережить этот страх и ужас. А мечта бабушки стать учителем осуществилась через её внучку – меня, Ольгу Радченко. С какой же радостью и гордостью провожала она меня на мой первый в жизни урок! И как же я благодарна этому доброму, мудрому, красивому и дорогому человеку!
Память о войне отходит всё дальше. С каждым годом становится меньше людей, которые не просто помнят её, но и участвовали в боевых действиях или в тылу приближали Победу. Но память о подвиге известных и безымянных героев войны продолжает жить в сердцах тех, кто никогда не знал её ужасов и страданий.
Наверное, как и для многих других семей, для моей семьи память о Великой Отечественной войне священна. Воспоминания бабушки хранятся в нашей семье как реликвии, наряду с полученными бабушкой наградами. Рассказы бабушки-партизанки, услышанные в детстве и юности, отложились в моей памяти, уверена, навсегда.
Каждый раз, рассказывая детям о Великой Отечественной войне, оказываясь рядом с памятниками павшим воинам, видя ветеранов, мы вспоминаем о том, что благодаря их мужеству и героизму наша страна была спасена от фашизма. И самое малое, что мы можем сделать, – это чтить память погибших, не забывать, какой ценой добыто ими наше счастливое будущее.
Ольга РАДЧЕНКО,
учитель истории
Новогрудской специальной общеобразовательной
школы-интерната для детей с тяжёлыми нарушениями речи,
нарушениями психического развития, трудностями в обучении
Ссылка: https://ng-press.by/2022/05/12/ekaterina-evdokimovna-rolyonok-istoriya-zhizni-devushki-stavshej-uchastnitsej-partizanskogo-otryada/
С 9 по 16 апреля по инициативе Министерства лесного хозяйства в стране в 15-й раз проходит республиканская добровольная акция «Неделя леса». В республике она проводится с 2008 года. Кампания по созданию новых лесов традиционно проводится во всех регионах страны. В этом году она посвящена Году исторической памяти. Новогрудчане принимают активное участие в приумножении лесных богатств района.
Весна – лучшее время для высадки молодых деревьев. «Неделя леса» – прекрасная акция, которая ежегодно объединяет большое количество людей. Каждый участник имеет возможность внести свой посильный вклад в восстановление лесного фонда и улучшение экологии страны. Педагоги и воспитанники Новогрудской спецшколы-интерната принимают активное участие в республиканской акции «Неделя леса», направленной на сохранение и приумножение лесов, благоустройство и очистку территорий лесного фонда.
Трудовой десант возглавила заместитель директора по учебной работе Елена Селецкая. Работники и воспитанники спецшколы-интерната не только высаживают деревья, но и наводят порядок в лесах: убирают мусор, сухие ветки. Всего за несколько часов работы на свежем воздухе можно сделать весьма значимое дело для всей страны.
– С огромным удовольствием решила поучаствовать в акции по посадке леса. Понимаю, что вместе мы делаем одно большое дело. Если представится такая возможность – обязательно поеду еще раз, – подчеркнула учащаяся 10 класса Анастасия Левашко.
Коллективом Новогрудской спецшколы-интерната 13 апреля в д.Мукиничи было высажено 4 тыс. саженцев берёзы, ёлки и сосны.
После посадки деревьев само собой происходит осознание важности участия и высокой значимости вопросов бережного отношения к природе, ко всему, что нас окружает.
– Без леса у нас нет будущего, – уверена учащаяся 8 класса Виктория Никонова.
– Не будет леса – не будет промышленности. Лес – это одно из главных богатств, важнейших достояний нашей страны, – констатировал директор школы Олег Аркадьевич. – Дети прекрасно понимают, что, участвуя в акции по посадке деревьев, они делают благое дело.
Неравнодушные новогрудчане поздравили воспитанников Новогрудской спецшколы-интерната с Благовещением Пресвятой Богородицы
«Помогай ближнему» – эту библейскую заповедь знают практически все. Каждый человек определяет для себя сам, какой будет помощь и кому адресована. Поддержка может выражаться не только материальным благом. Иногда достаточно помочь делом или даже душевным разговором. Во многих случаях людям важно просто услышать фразу: «Всё будет хорошо».
Неравнодушный житель г. Новогрудка уже не первый год дарит воспитанникам Новогрудской спецшколы-интерната свою заботу и внимание. Сегодня, 7 апреля, в один из главных православных праздников – Благовещение Пресвятой Богородицы – учащиеся нашего учреждения получили от него сладкие подарки. Благотворительность дарит веру в хорошее. Она показывает подрастающему поколению, что нужно и важно помогать другим. Ведь делиться благом — это истинное счастье.
Ирина Говоровская,
учитель белорусского языка Новогрудской спецшколы-интерната
Источник: https://novgazeta.by/news/obshhestvo/neravnodushnye-novogrudchane-pozdravili-vospitannikov-novogrudskoy-spetsshkoly-internata-s-blagoveshch/
Познавательное занятие-игра «Это каждый должен знать – мусор надо разделять!»
Все наши мечты – о хорошем будущем, прекрасной земле, дружбе человека и природы. Желание светлого, доброго, прекрасного будущего объединило учащихся 4 «А» класса Новогрудской спецшколы-интерната на познавательном занятии-игре «Это каждый должен знать – мусор надо разделять!».
Сегодня проблема отходов стала одной из самых важных экологических проблем, с которой столкнулось человечество. В ходе мероприятия ребята узнали о том, что раздельный сбор бытовых отходов позволяет эффективно сберегать природные ресурсы. Учащиеся поговорили о причинах возникновения мусора, узнали о времени разложения различных материалов, познакомились со степенью вредного воздействия опасных отходов. С большим интересом выполнялись задания по сортировке мусора, были продемонстрированы поделки из вторичного сырья, новую жизнь которым учащиеся дали в совместной деятельности с родителями.
В конце игры ребята ещё раз подчеркнули важность ответственного отношения к раздельному сбору бытовых отходов. Подводя итоги мероприятия, каждый ответил на вопрос: «Чем я могу помочь планете?»
Татьяна ЩЕМЕР,
воспитатель Новогрудской спецшколы-интерната
для детей с тяжёлыми нарушениями речи, нарушениями психического развития, трудностями в обучении
Источник: https://ng-press.by/2022/03/25/poznavatelnoe-zanyatie-igra-eto-kazhdyj-dolzhen-znat-musor-nado-razdelyat/
Сегодня мы побывали в гостях у наших друзей — учащихся Новогрудской специальной общеобразовательной школы-интерната для детей с тяжёлыми нарушениями речи, нарушениями психического развития (трудностями в обучении). И организовали для ребят встречу со сказкой.
Мальчишки и девчонки окунулись в атмосферу любимых сказок: участвовали в викторине, отгадывали названия сказок и сказочных героев, приняли активное участие в конкурсе «Актёрское мастерство» — с помощью мимики и жестов изображали героев любимых сказок.
Источник: https://gorbibl.nov-centr.of.by/%d0%bd%d0%be%d0%b2%d0%be%d1%81%d1%82%d0%b8/vstrecha-so-skazkoj/
Выхаванцам Навагрудскай спецшколы-інтэрната пашчасціла пасябраваць з прадстаўнікамі Клуба валанцёраў (Беларусь). Мы жывём у даволі прагматычны час, калі чуласць, душэўная шчодрасць не часта сустракаецца, шмат што вымяраецца ў грашовым эквіваленце. Нягледзячы на гэта ёсць і сёння тыя, хто займаецца дабрачыннасцю бескарысна. Гэта валанцёры – людзі неабыякавыя да чужых праблем. Яны працуюць з сацыяльна неабароненымі слаямі насельніцтва. Прадстаўнікі клуба Артур Глебовіч і Дзяніс Тамашэвіч арганізавалі ўжо не адну экскурсію для навучэнцаў спецшколы-інтэрната. Валанцёры заўсёды да дробязей прадумваюць праграму падарожжа: ад транспарта – да смачнага харчавання. Экскурсіі носяць пазнавальна-забаўляльны характар. Так, для выхаванцаў была арганізавана экскурсія ў г. Мінск. Падлеткі наведалі забаўляльны цэнтр «Neon park», гадавальнік сібірскіх хаскі «Снежная завея», дэльфінарый «Нема», парк віртуальнай рэчаіснасці «Teleport VR», аглядную пляцоўку Нацыянальнай бібліятэкі Беларусі. Дабрыня – гэта цуд, на якім трымаецца наш свет. Шчырыя ўсмешкі дзяцей, цёплае слова «дзякуй» – вось узнагарода за працу для людзей з чулымі і добрымі сэрцамі. Як казаў кіргізскі і рускі пісьменнік Ч. Айтматаў: «Дабрыня не ляжыць на дарозе, яе выпадкова не падбярэш. Дабрыні чалавек у чалавека вучыцца». Вось і прадстаўнікі Клуба валанцёраў (Беларусь) не проста арганізоўваюць вольны час падлеткаў, а на асабістым прыкладзе вучаць бескарыснай дабрыні да бліжняга.
Ірына Васільеўна ГАВАРОЎСКАЯ,
педагог-арганізатар.
г. Навагрудак, спецшкола-інтэрнат.
Источник: http://www.zorika.by/?p=59772
В рамках проекта ШАГ, 3 марта в Новогрудской спецшколе-интернате состоялась встреча с учащимися 10-х классов, на которой обсуждалась тема «Боевая, диверсионная и агитационно-пропагандистская деятельность партизан и подпольщиков».
Учащиеся определили основные направления и формы деятельности советских партизан и подпольщиков в годы Великой Отечественной войны. На примере мужества, героизма и подвига партизан Н.Гойшика, Ф.Бачило, Ф.Коржа, М.Шмырёва ребята смогли расширить, углубить и систематизировать свои знания о борьбе с оккупантами на белорусских землях. Учащиеся говорили о боевой, диверсионной и агитационно-пропагандистской деятельности партизан. Старшеклассники отвечали на поставленные вопросы: какое значение имела борьба партизан и подпольщиков для разгрома немецко-фашистских захватчиков, почему партизаны и подпольщики уделяли большое внимание агитационно-пропагандистской работе? Я рассказала ребятам историю жизни и боевого подвига своей бабушки Екатерины Евдокимовны Ролёнок – партизана, ветерана Великой Отечественной войны, сопроводив свой рассказ презентацией с её фотографиями и наградами. Работа «Школы Активного Гражданина» прошла эмоционально. Наши ребята высказали свое мнение об огромном вкладе партизан и подпольщиков в победу над фашизмом.
Ольга РАДЧЕНКО,
учитель истории
Новогрудской специальной школы-интерната
Источник: https://ng-press.by/2022/03/03/shag-novogrudskaya-spetsialnaya-shkola-internat/
Вучні гулялі ў беларускія народныя гульні, а педагогі пісалі дыктоўку
Панядзелак 21 лютага для вучняў і педагогаў Навагрудскай спецшколы-інтэрната выдаўся вельмі насычаным і багатым на падзеі. Уся школа святкавала Міжнародны дзень роднай мовы.
Пачалася раніца святочнай лінейкай, на якой гучалі вершы беларускіх пісьменнікаў: Цёткі, Максіма Танка, Янкі Купалы. Для вучняў малодшых класаў былі арганізаваны дынамічныя перапынкі з беларускімі народнымі гульнямі: “Золата”, “Паляванне на ліса”, “Блін гарыць”. Гульнёвы фальклор з’яўляецца надзейным захавальнікам роднай мовы, нацыянальнай культуры. Падчас гульняў падлеткі не толькі змянілі від дзейнасці, але і пазнаёміліся са спосабамі актыўнага адпачынку нашых продкаў. На працягу дня ў бібліятэцы працавала кніжная выстава “Цудоўны свет казак”, “Таямніцы беларускай мовы”, а вучні малодшых класаў мелі магчымасць праглядзець экранізацыі беларускіх народных казак “Слухаць добрай рады не шкодзіць”, малявалі казачных персанажаў, чыталі жартоўныя вершы беларускіх паэтаў, разгадвалі загадкі, вучыліся правільна вымаўляць скорагаворкі. Педагогі і вучні школы прынялі актыўны ўдзел у акцыі “Чытаем па-беларуску”. Кожны з жадаючых прачытаў свой любімы твор на беларускай мове. Атрымалася вельмі шчыра, душэўна. Відэаролікі з дэкламаваннем вершаў зараз можна паглядзець у сацыяльных групах і на ютуб-канале ўстановы. Педагогі Навагрудскай спецшколы-інтэрната прынялі ўдзел у напісанні Гродзенскага абласнога дыктанта, які быў арганізаваны галоўным упраўленнем адукацыі Гродзенскага аблвыканкама, Гродзенскім абласным інстытутам развіцця адукацыі ў рамках святкавання Міжнароднага дня роднай мовы ва ўстановах адукацыі. Дыктант быў прысвечаны 140-годдзю з дня нараджэння класіка беларускай літаратуры Янкі Купалы. Педагогі справіліся з заданнем на выдатна і атрымалі сапраўдную асалоду ад працэсу. Завяршыўся святочны дзень у нашай установе гульнёй-віктарынай “Знаўцы роднай мовы”, якая была праведзена з вучнямі старшых класаў. Каманды “Бульбашы” і “Валошкі” змагаліся за званне лепшага знаўцы беларускай мовы. Удзельнікі выконвалі заданні: “Слоўны канструктар”, “Інтэлектуальная азбука”, “Тлумачальнік”, “Сінквейн”. Як заўсёды бывае сярод дружнага калектыву – перамагло сяброўства!
Свята скончылася, але мы не будзем забываць пра тое, што выхаваць нацыянальную самасвядомасць, чалавечую годнасць і любоў да роднай краіны без мовы немагчыма.
Ірына ГАВАРОЎСКАЯ,
настаўнік беларускай мовы і літаратуры
Навагрудскай спецшколы-інтэрната
Источник:https://ng-press.by/2022/02/24/vuchni-gulyali-u-belaruskiya-narodnyya-gulni-a-pedagogi-pisali-dyktouku/
Экскурсія навагрудскіх школьнікаў на гару Міндоўга
Вучні Навагрудскай спецыяльнай школы-інтэрната для дзяцей з цяжкімі парушэннямі мовы, парушэннямі псіхічнага развіцця, цяжкасцямі ў навучанні наведалі помнік князю Міндоўгу і гару Міндоўга ў Навагрудку. Школьнікі пачулі гісторыю пра жыццёвы шлях караля Міндоўга – заснавальніка Вялікага Княства Літоўскага.
У адным з паданняў гаворыцца, што некалі на вяршыні гэтай гары было мармуровае надмагілле, над якім узвышалася дзівосная статуя дзяўчыны з тварам нетутэйшай, анёльскай прыгажосці. Пад плітой з мармуру пакоілася непараўнальная прыгажуня Крыся. Менавіта яна стала правобразам скульптур і насценных роспісаў віленскіх каталіцкіх храмаў. Стваральнікам гэтых шэдэўраў быў закаханы ў Крысю італьянскі мастак і разьбяр Джавані Перэцый. Пазней у паэмах Адама Міцкевіча ажывалі бітвы мінулага, вялікія продкі ўваходзілі ў замак Навагрудскі, і над усім, былым і мінулым, узвышалася гара Міндоўга.
З апошніх дзесяцігоддзяў XVII стагоддзя на ёй сталі хаваць навагрудскіх хрысціян. На фотаздымках пачатку ХХ стагоддзя захаваны помнікі з каменя і металу, драўляныя крыжы могілак “На гары”. Да нашых дзён захаваліся нешматлікія надмагільныя пліты. Надпіс на самай старой з іх датаваны 1820 годам.
У ліпені 1993 года, калі ў Навагрудку святкавалі 740-годдзе каранацыі Міндоўга, каля падножжа гары адбылося адкрыццё памятнага знака, вырабленага па праекце скульптара В.М.Летуна. У верасні 2014 года там была ўсталявана скульптура ўзброенага Міндоўга ў латным уборы.
Дарэчы, у Навагрудку працягваюцца раскопкі замка вялікіх князёў літоўскіх, аднаўляецца вежа Шчытоўка. Гара Міндоўга чакае сваіх даследчыкаў, якія адкрыюць яе старажытныя таямніцы.
Вольга РАДЧАНКА,
выхавальнік
Навагрудскай спецыяльнай школы-інтэрната
для дзяцей з цяжкімі парушэннямі мовы,
парушэннямі псіхічнага развіцця, цяжкасцямі ў навучанні
Источник: https://ng-press.by/2022/02/24/ekskursiya-navagrudskih-shkolnikau-na-garu-mindouga/
Память – это забота о будущем
Ежегодно 15 февраля в Республике Беларусь отмечается День памяти воинов-интернационалистов. Мы отдаем дань глубокого уважения всем нашим землякам, которые честно и мужественно выполняли свой интернациональный долг, вспоминаем о тех, кто не вернулся из боя.
Накануне 33-й годовщины вывода советских войск из Афганистана воспитанники старших классов Новогрудской спецшколы-интерната посетили памятник погибшим землякам воинам-интернационалистам, который находится в сквере на площади имени Ленина. Ребята вспомнили историю той страшной войны и почтили память тех, кто погиб при исполнении воинской обязанности.
– За советский период истории нашей страны в локальных войнах и военных конфликтах участвовало более 30 тысяч граждан Республики Беларусь. Только в Афганистане с 1979 по 1989 годы воевало 28 832 человека, 771 житель Беларуси погиб, 12 человек числятся без вести пропавшими, более полутора тысяч получили ранения и увечья, 702 стали инвалидами, – отметила учитель истории Ольга Владимировна Радченко. – Не перечислить имена погибших, пропавших без вести, тех, кто потерял свое здоровье… Горечь потерь не обошла и Новогрудчину. Шестеро молодых ребят не вернулись в родительский дом. Участники мероприятия пришли к выводу, что память – это не только сохранение прошлого, но и забота о будущем.
– Можно восстановить города, поднять из руин страну, но никто не воскресит тысячи людей, так и не успевших построить свой дом и воспитать своих детей. Война – это страшное слово, которое не должно звучать из уст белорусов. Очень важно сохранить мир и покой на родной земле, важно сохранить мир во всем мире, – подытожили школьники.
Дарья ПЛЕСКАЧ,
юнкор школьной газеты «#Мы вместе».
г. Новогрудок,
специальная школа-интернат, 8-й класс.
Ссылка: http://www.zorika.by/?p=59125
На время учащимися Академии информатики при БГУИР стали 20 ребят из Новогрудской спецшколы-интерната
Благодаря поддержке института информационных технологий Белорусского государственного университета информатики учащиеся ГУО «Новогрудская спецшкола-интернат» принимают участие в программе обучения школьников старших классов интернатных учреждений специального образования в «Академии информатики для школьников при БГУИР» по теме «Компьютерная графика. Базовый уровень».
На время учащимися Академии информатики стали 20 ребят из 6-10 классов. Первое занятие состоялось уже сегодня, 14 февраля. Обучение – дистанционное, занятия проходят в форме видеоконференций и вебинаров. Всего преподаватели ИИТ БГУИР проведут для ребят 40 уроков, на которых школьники изучат программное приложение для создания растровой графики Adobe Photoshop, разработают макеты web-страниц. На месте учащимся помогает их педагог Зейнаб Искандаровна Искандарова.
Организаторы проекта считают, что в условиях цифровизации все люди независимо от возраста, статуса или состояния здоровья должны иметь равный доступ к информационным ресурсам, базам и банкам данных, у всех должны быть комфортные условия для обучения, работы и жизнедеятельности.
В современном мире, действительно, важно формировать и развивать цифровые компетенции школьников. То, что полученные навыки пригодятся нашим воспитанникам в будущем, не вызывает сомнения.
Татьяна Сазанович,
воспитатель Новогрудской спецшколы-интерната
Ссылка: http://novgazeta.by/news/obshhestvo/na-vremya-uchashchimisya-akademii-informatiki-pri-bguir-stali-20-rebyat-iz-novogrudskoy-spetsshkoly-/
http://www.zorika.by/?p=59250
В течение нескольких последних дней зима порадовала нас долгожданным снегом. И если большинству людей не составит особого труда выйти с утра с лопатой и расчистить дорожку к дому, то для пожилых граждан это может стать настоящей проблемой. Поэтому члены военно-патриотического клуба «Патриот» Новогрудской спецшколы-интерната поспешили на помощь тем, кто в этом нуждается.
В ходе проведения акции «Зимняя пора добрых дел» ребята оказали помощь в уборке от снега придомовых территорий ветеранам педагогического труда Хвасько Марии Филипповне, Данько Вере Ивановне, Денисевич Александре Михайловне.
Вооружившись лопатами, школьники дружно убрали скопившийся во дворах снег, расчистили дорожки к сараям и погребам, а также от домов к проезжей части. Была также оказана необходимая помощь по дому.
Работа шла слаженно и дружно. Немало слов благодарности прозвучало в адрес ребят из уст ветеранов педагогического труда.
– Стремление помочь кому-то – это всегда радость. Давайте спешить совершать добрые дела, и жизнь наполнится особым смыслом! – призывает учащийся 10 класса Павел Жук.
Любовь к Родине, к истории и традициям своего народа, душевное отношение к пожилым людям, сострадание и доброта – вот что объединяет членов военно-патриотического клуба «Патриот».
Ирина Денисевич,
воспитатель Новогрудской спецшколы-интерната
Источник: http://novgazeta.by/news/obshhestvo/zimnyaya-pora-dobrykh-del-uchashchiesya-novogrudskoy-spetsshkoly-internata-speshat-na-pomoshch/
Источник: http://www.zorika.by/?p=58395
Пятрэвіцкія школьнікі наведалі музей Навагрудскай спецшколы – інтэрната
Вучні Пятрэвіцкага дзіцячага сада – сярэдняй школы Навагрудскага раёна, удзельнікі лагернай змены “Зімовая казка”, наведалі музей Навагрудскай спецшколы – інтэрната, дзе дзейнічае экспазіцыя “Гісторыя ёлачнай цацкі і Каляды”.
Экскурсія па музеі пачалася сустрэчай з дырэктарам установы адукацыі Алегам Анікевічам, які расказаў пра стварэнне экспазіцыі. Ён пазнаёміў школьнікаў з гісторыяй вытворчасці ёлачных цацак і іншай навагодняй атрыбутыкі, пачынаючы з пачатку XX стагоддзя і да гэтага часу. Дзеці даведаліся пра традыцыі святкавання навагодніх і калядных свят у розных краінах свету. экспазіцыю “Гісторыя ёлачнай цацкі і Каляды” уключаны цацкі з кардону, паперы, ваты і шкла, зробленыя ўручную і адлітыя ў формах, гірлянды, штучныя ёлкі, дожджык. На асобных полках прытаіліся дырыжаблі, невялікія чайнічкі, шары з сярпом і молатам, газавыя лямпы. За кожным з экспанатаў стаіць свая гісторыя, якой з задавальненнем дзялілася кіраўнік аб’яднання па інтарэсах “Наша бацькаўшчына” Вольга Радчанка. Тут кожны вучань мог акунуцца ў чароўную казку, а дарослы – вярнуцца ў далёкае дзяцінства. Вучань 6-га класа Захар Чырвоны спецыяльна да гэтай сустрэчы, у дзень адкрыцця аздараўленчага лагера “Зімовая казка”, змайстраваў “сямейку снегавікоў”. Час праляцеў непрыметна, у Пятрэвічы навучэнцы вярталіся са светлымі і радаснымі ўражаннямі. Пазнавальная атмасфера свята, дзяцінства і навагодняй утульнасці стварылі выдатны настрой.
Наталля ЮШКЕВІЧ,
бібліятэкар
Пятрэвіцкага дзіцячага сада – сярэдняй школы
Навагрудскага раёна