РУС БЕЛ ENG

Инновационная деятельность

Инновационный проект

Внедрение методики коррекционно-педагогической работы с обучающимися с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) на I ступени общего среднего образования с опорой на знание функциональной организации мозговой деятельности как основы формирования математических знаний и умений

Сроки реализации: 2022 – 2025 гг. 

 

Консультант:

Крюковская Наталья Владимировна,

заведующий кафедрой теории и методики специального образования УО «Гродненский государственный университет имени Я. Купалы», кандидат педагогических наук, доцент; тел.: 8-029-7878712;

E-mail: nim-ta@mail.ru

Обоснование актуальности темы инновационной деятельности

Одной из важных задач современного образования детей с особенностями психофизического развития выступает формирование ключевых жизненных компетенций, обеспечивающих готовность к самостоятельной жизни, максимальный уровень социализации и интеграции в обществе. Это относится и к детям с нарушениями психического развития (трудностями в обучении).

У обучающихся с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) отмечается несформированность всех компонентов деятельности: мотивационно-целевого, операционального и регулятивного (контрольно-оценочного), что обусловливает трудности восприятия, усвоения и использования информации в процессе обучения. Существенные затруднения у обучающихся возникают и при усвоении математических знаний, умений и навыков, что обусловлено особенностями их познавательно-личностного развития и может привести к появлению дискалькулии.

У детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) к началу обучения в школе не сформированы предпосылки к математической деятельности, что проявляется в отсутствии интереса к выполнению математических заданий, нецеленаправленности действий, низком уровне самостоятельности, недостаточной критичности по отношению к результатам своей деятельности, слабости внимания к содержанию заданий. Дети часто не понимают задачу, не дают числового ответа или называют любое число, неверно пересчитывают количество предметов. Наиболее доступными являются задачи, в которых ответ можно найти путем «механического» пересчета. Выявляются затруднения в понимании смысла простых арифметических действий и неумении их выполнять. Дети недостаточно усваивают последовательность числового ряда, поэтому не могут осуществить обратный счет [2; 7]. Недостаточная основа усвоения математических знаний к моменту поступления в школу приводит к тому, что у учащихся с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) характеризуются неполноценной основой для усвоения всей системы математических знаний, умений и навыков в процессе обучения. Это обусловливает в дальнейшем наличие трудностей в формировании более абстрактных математических навыков, включаемых в алгебру, тригонометрию и геометрию [29, с. 78]. У детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) отмечаются трудности самостоятельной организации деятельности, удержание порядка действий, необходимых для достижения поставленной цели [9], что также оказывает существенное отрицательное влияние на невозможность применения математических знаний, умений и навыков и решение арифметических задач.

К началу школьного обучения у обучающихся с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) отмечается несформированность пространственных представлений и низкий уровень развития мышления, что создает трудности для усвоения школьного программного материала, в частности математических знаний и умений. Овладение математическими знаниями и умениями применять их на практике создает, с одной стороны, успешность для решения социальных ситуаций в процессе дальнейшей социализации, а, с другой, – способствует развитию мыслительной и знаково-символической деятельности и усвоению более сложного математического материала. В силу несформированности познавательных процессов и компонентов деятельности перечисленные возможности у обучающихся данной категории ограничены, что уже на начальных этапах обучения создает сложности для полноценного усвоения математических знаний и умений.

Е. С. Слепович [23], рассматривая структуру психического развития у обучающихся данной категории, отмечает несформированность знаково-символической деятельности. Это объясняет наличие затруднений при усвоении обучающимися математических знаний, в большей степени, при формировании умения оперировать числом при выполнении счетных операций, осуществлять разложение числа на сумму разрядных слагаемых, выполнять устный счет, понимать смысл арифметических задач.

Многие исследователи (Н. А. Белопольская [4], М. А. Болгарова [6], Л. В. Кузнецова [15], И. Ю. Кулагина [16], Е. А. Макеева [20] и др.) отмечают низкий уровень мотивации у обучающихся с нарушениями психического развития (трудностями в обучении). Интересы у обучающихся ситуативны и обусловлены новизной материала, сменой видов деятельности, успешностью выполнения заданий, формой предъявления материала. Нарушение произвольной регуляции рассматривается И.Ф. Марковской как общий диагностический признак для всех вариантов нарушения психического развития (трудностей в обучении) [23, с. 31]. Несформированность мотивации и произвольной регуляции создает неполноценную основу для включения обучающихся в деятельность и проявления интереса к выполняемой деятельности.

Рассмотренные особенности обучающихся требуют поиска эффективных средств проведения коррекционно-педагогической работы на начальных этапах обучения математики с учетом коррекционной направленности уроков и коррекционных занятий. В дальнейшем при отсутствии коррекционно-педагогической работы данные признаки начинают проявляться более отчетливо и приводят к стойким нарушениям математической деятельности, что с трудом поддается исправлению. В этом случае большое значение приобретает уже не профилактика, а коррекция возникающих нарушений.

Определение сущности коррекционно-педагогической работы с обучающимися данной категории осуществляется на основе анализа специфических закономерностей их психического развития и знания особенностей мозговой организации их деятельности.

Важнейшей особенностью мозга, обеспечивающей развитие и обучение ребенка, является функционирование интегративной деятельности, которая осуществляется структурами мозга, объединенными в подвижные динамические функциональные системы, обеспечивающие возможность выполнения сложных форм деятельности в изменяющихся условиях. Существенной чертой мозговой деятельности обучающихся с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) является нарушение интегративности, что создает трудности для формирования новых условных связей и, как следствие, усвоения новой информации и использования ее при решении различного рода задач. Значительные трудности возникают в данном случае при необходимости перенести усвоенный принцип деятельности в новые условия. Это говорит о том, что связи, которые устанавливаются между разными структурами мозга для выполнения деятельности, являются непрочными и затрудняют процесс формирования умений и навыков.

Нарушение интегративной деятельности мозга и несформированность на необходимом уровне познавательной деятельности приводит у обучающихся с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) к трудностям овладения математическими понятиями, математическим словарем, нарушениям в восприятии текста задачи, к неправильной записи примеров и задач и другим проявлениям [18, с. 25]. Обучающиеся данной категории допускают ошибки в счетных операциях при усложнении заданий: при счете с переходом через десяток и при устном счете (Г. Р. Новикова) [20]. У них отмечается низкий уровень зрительно-пространственных функций. На протяжении обучения учащихся на I ступени общего среднего образования практически не отмечается положительной динамики в развитии пространственной ориентировки, отмечаются трудности в определении ориентации линий (З.А. Меликян) [24]. Большинство обучающихся с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) механически запоминают и воспроизводят последовательность числительных, не умеют свободно ориентироваться в натуральном числовом ряду, имеют слабые вычислительные навыки, с трудом запоминают цифры и знаки отношений. У них чаще встречается зеркальное написание цифр, смешение цифр и геометрических фигур (С. Г. Шевченко) [35].

Интегративность мозга обеспечивает также совместное участие всех анализаторов в деятельности обучающихся. Это расширяет возможности получения информации, ее анализа и совокупного синтеза, а также выполнение действий под воздействием данной информации. Нарушение интегративной деятельности мозга затрудняет одновременное участие разных анализаторов в протекании деятельности. Г. В. Фадина отмечает замедление процесса формирования межанализаторных связей и недостатки слухо-зрительно-моторной координации у детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) [32].

Кроме этого у обучающихся данной категории отмечается функциональная недостаточность гностических функций левого полушария (Н.Г. Манелис [22], З.А. Меликян [24] и др.), несформированность произвольной регуляции в звене программирования (Н.Г. Манелис [22], Е.С. Слепович [31] и А.М. Поляков [31], В.М. Шалимов [34] и др.), устойчивая несформированность вербальных характеристик и «отсутствие их полной компенсации даже к старшему школьному возрасту» (Т.А. Фотекова [33]).

В осуществлении любой математической деятельности участвуют три функциональных блока мозга (энергетический блок, блок приема, переработки и хранения информации и блок программирования, регуляции и контроля сложных форм деятельности), которые сопровождают эту деятельность на всем ее протяжении (А. Р. Лурия [19]). Нарушение осуществления деятельности может быть связано с функциональной несформированностью одного, двух или всех трёх блоков мозга. В зависимости от недостаточности определенного блока мозга у обучающихся будут проявляться конкретные нарушения; в конечном итоге все они приводят к трудностям, а, зачастую, и невозможности выполнять соответствующий вид математической деятельности.

С учетом изложенной выше информации проведение коррекционно-педагогической работы с обучающимися с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) требует знания функциональной организации мозговой деятельности, что возможно на основе использования данных нейропсихологии и нейропедагогики. Нейропедагогика предполагает разработку и использование практических рекомендаций по организации процесса коррекционно-педагогической работы в соответствии с мотивационно-целевым, операционным и контрольно-оценочным компонентами деятельности и опорой на активизацию функциональных блоков мозга, что наиболее активно разрабатывается нейропсихологией.

Знание функциональной организации мозговой деятельности было использовано нами при разработке методики коррекционно-педагогической работы с учащимися с нарушениями психического развития (трудностями в обучении). Использование данной методики носит системный характер, обеспечивает активизацию интегративной деятельности мозга, выполняет на начальных этапах обучения профилактическую деятельность по предупреждению появления дискалькулии.

Реализация методики коррекционно-педагогической работы представляет собой преемственную работу на уроках и коррекционных занятиях, что оказывает системное влияние на формирование у обучающихся математических знаний и умений и создает полноценную основу для дальнейшего обучения.

Цель инновационной деятельности - повышение уровня сформированности математических знаний и умений у обучающихся с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) на I ступени общего среднего образования на основе применения методики коррекционно-педагогической работы с опорой на знание функциональной организации мозговой деятельности.

Задачи инновационной деятельности.

  1. Провести диагностику обучающихся с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) в I–V классах с целью выявления уровня сформированности математических знаний и умений.
  2. Провести коррекционные занятия с обучающимися с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) на основе использования методики коррекционно-педагогической работы с опорой на знание функциональной организации мозговой деятельности.
  3. Провести уроки математики с обучающимися с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) на основе использования методики коррекционно-педагогической работы с опорой на знание функциональной организации мозговой деятельности.
  4. Провести мониторинг сформированности математических знаний и умений у обучающихся с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) в I–V классах.
  5. Подготовить методические рекомендации по внедрению методики коррекционно-педагогической работы с обучающимися с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) I–V класса.

Информация о ходе реализации инновационного проекта

Информация о ходе реализации инновационного проекта

в государственном учреждении образования

«Специальная школа-интернат г. Новогрудок»

 

Содержание деятельности

Мероприятия

Сроки выполнения

Ответственные исполнители

Диагностика профиля латерализации у учащихся, работа по определению уровня познавательной деятельности у младших школьников с трудностями в обучении

Диагностика

2-ая

четверть

Педагог-психолог Денисевич И.В.

Консультация по оформлению документации (протоколы диагностических заданий)

Консультация

Ноябрь 2022

Селецкая Е.М., заместитель директора по учебной работе

 

Участие в IX Международной научно-практической конференции «Социализация личности на разных этапах возрастного развития: опыт, проблемы, перспективы»

Статья

18.11.2022

Тарасюк Е.С., Менчицкая А.В.

учителя-дефектолога

Участие в вебинаре, организованном руководителем проекта Крюковской Н.В. по вопросам предоставления результатов обследования познавательных процессов, определения индивидуальных профилей латерализации, внедрения рабочих тетрадей для коррекционных занятий и поддерживающих тетрадей для уроков математики.

Вебинар

20.12.2022

Участвовала творческая группа учителей-инноваторов

Совещание для педагогов-инноваторов «Использования данных нейропсихологической диагностики и  упражнений в учебной и коррекционной работе с учащимися с ТО»

Инструктивно-методическое совещание

29.12.2022

Творческая группа учителей-инноваторов

Создание и наполнение страницы инновационного проекта на сайте школы

Обновление информации

Декабрь

2022

Селецкая Е.М., заместитель директора по учебной работе,

Козленя В.Г., администратор сайта

Работа на информационной платформе субъектов инновационного пространства

Размещение информации о ходе реализации проекта

Декабрь

2022

Селецкая Е.М., заместитель директора по учебной работе, Тарасюк Е.С., учитель

 

свернуть

Программа реализации инновационного проекта

Программа реализации инновационного проекта «Внедрение методики коррекционно-педагогической работы с учащимися с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) на I ступени общего среднего образования с опорой на знание функциональной организации мозговой деятельности как основы формирования математических знаний и умений» на 2022 – 2025 годы

 

Подготовительный этап: апрель - сентябрь 2022 года

  1. Осмысление теории и практики организации работы по формированию математических знаний и умений учащихся, обучающихся по программе для детей с трудностями в обучении в условиях интегрированного обучения.
  2. Диагностика готовности и мотивации педагогов к инновационной деятельности.
  3. Изучение и анализ научно-педагогической литературы по теме, нормативной правовой базы по проблеме формирования математических знаний и умений у учащихся с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) на I ступени общего среднего образования.
  4. Разработка и согласование инновационного проекта «Внедрение методики коррекционно-педагогической работы с учащимися с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) на I ступени общего среднего образования с опорой на знание функциональной организации мозговой деятельности как основы формирования математических знаний и умений».
  5. Разработка инфраструктуры проекта. Распределение функциональных обязанностей всех членов коллектива по участию в инновационной деятельности.
  6. Консультации и собеседование с педагогами по определению тематики исследований. Организация методической подготовки кадров к работе в инновационном режиме.
  7. Ознакомление родителей учащихся классов интегрированного обучения и воспитания с содержанием и задачами инновационного проекта.
  8. Составление программы инновационной деятельности.

 

Проектировочный: сентябрь - октябрь 2022 года

  1. Издание приказа об организации инновационной деятельности в учреждении образования, определение участников и утверждение их функциональных обязанностей.
  2. Подбор кадров и методическое обеспечение инновационного проекта.
  3. Составление плана инновационной деятельности каждого участника проекта.
  4. Согласование плана инновационной деятельности с программой развития и годовым планом работы учреждения.
  5. Работа по организации психолого-педагогического сопровождения реализации инновационного проекта.
  6. Изучение и анализ учебных программ общего среднего и специального образования по программе для детей с нарушениями психофизического развития (трудностями в обучении) по учебному предмету «Математика» на I ступени общего среднего образования целью определения основных линий, в рамках которых наиболее эффективно реализуется предложенная методика.
  7. Изучение диагностического инструментария для проведения мониторинговых исследований.

 

Диагностический: октябрь-декабрь 2022 года

  1. Подготовка диагностического инструментария в соответствии с темой проекта и возрастом учащихся.
  2. Первичная диагностика учащихся с нарушениями психофизического развития (трудностями в обучении) в I–IV классах с целью выявления уровня сформированности математических знаний, умений и навыков.
  3. Диагностика затруднений учащихся в усвоении математических знаний и умений.
  4. Диагностика профиля латерализации у учащихся с нарушениями психофизического развития (трудностями в обучении) в I–IV классах.
  5. Подготовка рабочих и поддерживающих тетрадей для проведения коррекционных занятий и уроков математики.

 

Практический: январь 2023 года - февраль 2025 года

  1. Организация дискуссионной площадки для совместного обсуждения результатов и обмена мнениями.
  2. Разработка и проведение обучающих практикумов, семинаров, круглых столов для педагогов, реализующих инновационный проект, самообразование по теме инновационной деятельности.
  3. Повышение квалификации педагогов на базе ГРОИРО, АПО.
  4. Проведение мониторинга эффективности инновационной деятельности.
  5. Разработка и проведение коррекционных занятий с целью формирования основы для усвоения математических знаний, формирования умений и навыков учащимися с нарушениями психического развития (трудностями в обучении).
  6. Разработка и проведение уроков математики с целью усвоения математических знаний и формирования умений использовать их при выполнении заданий.
  7. Разработка и создание банка эффективных методов и приемов работы на уроках математики и коррекционных занятиях.
  8. Систематическая коррекция и регулирование процессов внедрения инновационного проекта.
  9. Организация взаимообмена опытом реализации инновационного проекта с другими учреждениями образования - участниками инновационного проекта.
  10. Оперативные совещания с участниками инновационной деятельности.

 

Обобщающий: март-май 2025 года

  1. Анализ, обобщение и описание опыта работы педагогов, участников инновационной деятельности.
  2. Оценка динамики первичного, промежуточного и конечного мониторинга сформированности математических знаний и умений у учащихся с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) в I-V классах.
  3. Составление отчетов участниками инновационной деятельности, общего аналитического отчета.
  4. Обобщение опыта и оформление материалов инновационной деятельности, разработка практических рекомендаций по использованию методики коррекционно-педагогической работы с учащимися с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) на I ступени общего среднего образования с опорой на знание функциональной организации мозговой деятельности как основы формирования математических знаний и умений.

 

Внедренческий: сентябрь 2024 года - декабрь 2025 года

  1. Создание банка методических разработок, планов, памяток, методических рекомендаций по теме проекта. Подготовка методических рекомендаций по вопросам проведения коррекционно-педагогической работы с учащимися с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) на I ступени общего среднего образования с опорой на знание функциональной организации мозговой деятельности как основы формирования математических знаний и умений.
  2. Публикации в периодической печати, сборниках статей, материалах конференций результатов проведения коррекционно-педагогической работы с учащимися с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) на I ступени общего среднего образования с опорой на знание функциональной организации мозговой деятельности как основы формирования математических знаний и умений.
свернуть

Инновационный проект

Инновационный проект «Внедрение методики коррекционно-педагогической работы с учащимися с трудностями в обучении на I ступени ОСО с опорой на знание функциональной организации мозговой деятельности как основы формирования математических знаний и умений». (скачать)

свернуть