Анализ работы учебно-методического объединения учителей начальных классов государственного учреждения образования
«Специальная школа – интернат г. Новогрудка»
в 2022/2023 учебном году
В 2022- 2023 учебном году учебно-методическое объединение начальных классов работало над темой «Совершенствование профессиональной компетентности учителей начальных классов по использованию технологии визуализации учебной информации в современном образовательном процессе». Целью учебно-методического объединения учителей начальных классов являлось создание необходимых организационно-педагогических условий и обеспечение личностно-профессионального развития педагога, совершенствование его профессиональных компетенций, педагогического мастерства и творчества для успешной реализации задач, стоящих перед современной школой.
Руководствуясь нормативными документами, программами и стандартами образования, учитывая специфику учебного заведения, объективный уровень состояния учебного процесса, уровень обученности, воспитанности и развития учащихся, квалификацию педагогического коллектива и круг актуальных нерешённых проблем, методическое объединение поставило и внедряет следующие задачи:
информирование педагогических работников о нормативном правовом, научно-методическом обеспечении образовательного процесса по учебным предметам, новинках педагогической литературы;
актуализация и углубление знаний учителей начальных классов о современных технологиях обучения, совершенствование методики преподавания учебных предметов;
включение учителей в деятельность по освоению и реализации в образовательной практике технологии визуализации учебной информации, способствующей осмысленному усвоению учащимися учебного материала;
освоение учителями начальных классов способов организации обучения учащихся с широким использованием современных средств визуализации, коммуникации, он-лайн взаимодействия, дистанционного обучения и образовательных Интернет-ресурсов, с возможностями использования материалов единого информационно-образовательного ресурса в образовательном процессе;
методическое сопровождение роста профессиональной компетентности учителей и их успешной аттестации.
Для решения поставленных задач созданы следующие условия:
составлен и утвержден план методической работы учителей начальных классов в соответствии с темой и целями работы учреждения образования;
составлены и утверждены календарно-тематические планы по учебным предметам;
составлены индивидуальные планы работы учителей начальных классов над темами самообразования.
Сложился сильный кадровый состав, в который входит 11 учителей начальных классов:
8 педагогов начальных классов имеют высшую квалификационную категорию (72%), 2 учителя (Новосад Д.Д., Свороб П.И.) – 2 категорию (19%), и 1 учитель- молодой специалист -без категории (9%).
|
Учителя начальных классов
|
Класс
|
Категория
|
Образование
|
1
|
Бахар Е. А.
|
1 «А»
|
высшая
|
высшее дефектологическое
|
2
|
Гостило Н. Н.
|
4 “А”
|
высшая
|
высшее дефектологическое
|
3
|
Райская Н.И.
|
1 “Б”
|
б/к
|
среднее
специальное
|
4
|
Прутик Т. П.
|
5 “Б”
|
высшая
|
высшее дефектологическое
|
5
|
Новосад Д. Д.
|
3 «А»
|
вторая
|
среднее специальное
|
6
|
Свороб П. И.
|
4 “Б”
|
вторая
|
среднее специальное
|
7
|
Менчицкая А. В.
|
5 “В»
|
высшая
|
Высшее дефектологическое
|
8
|
Тарас Е. В.
|
3«Б»
|
высшая
|
высшее дефектологическое
|
9
|
Тарасюк Е. С.
|
2 “В”
|
высшая
|
высшее дефектологическое
|
10
|
Тиханович Т .А.
|
2 «Б»
|
высшая
|
высшее дефектологическое
|
11
|
Турович Т. Н.
|
2 “А»
|
высшая
|
высшее дефектологическое
|
Два педагога (Новосад Д.Д., Свороб П.И. повысили свою квалификационную категорию (без категории- вторая категория), и два педагога повысили свою квалификационную категорию учителя –дефектолога (Прутик Т. П., Тиханович Т.А. Из таблицы видно, что 8 педагогов (72 %) имеют высшее дефектологическое образование, 3 педагога (28 %)- среднее специальное, 8 педагогов (72%) имеют высшую категорию, 2 педагога (19%)- первую, 1 педагог (9% – без категории).
Участие в республиканском конкурсе, работе ресурсного центра.
Учителя Бахар Е.А., Прутик Т. П, Менчицкая А. В., Новосад Д.Д. заняли 3 место в областном конкурсе «Современные педтехнологии в специальном образовании» и приняли участие в 8 республиканском конкурсе с электронным средством обучения «Грамматика в математике». Участникам заключительного этапа VIII республиканского конкурса «Современные технологии в специальном образовании» вручены сертификаты.
На базе учреждения в рамках ресурсного центра учителя Менчицкая А. В., Бахар Е.А., Тарасюк Е.С. поделились своими наработками, провели мастер-классы учителям-дефектологам учреждений Новогрудского района.
В период с сентября 2022г. по май 2023 года было проведено 4 заседания методического объединения начальных классов и 2 открытых учебных занятия. Работа методических объединений включала научно-методический, учебно-методический и практический блоки, где педагоги заслушивали сообщения, делились опытом, обсуждали интересующие, волнующие вопросы, посещали учебные занятия.
Первое заседание было посвящено нормативно- методическому обеспечению учебного процесса в 2022- 2023 учебном году. На втором заседании рассматривались вопросы по теме «Теоретические аспекты использования технологии визуализации в образовательном процессе», которое было проведено в виде обучающего семинара. Третье методическое объединение было посвящено активизации учебно-познавательной деятельности учащихся начальных классов путем создания и использования в образовательном процессе на I ступени общего среднего образования когнитивных средств визуализации учебного материала. Рассматривались наиболее эффективные пути активизации у учащихся начальных классов учебно- познавательной деятельности с использованием современных средств коммуникации, дистанционного обучения и образовательных Интернет-ресурсов.
Разработана схема урока с позиции организации самостоятельной учебно- познавательной деятельности. Учитель 2 «В» Тарасюк Е. С. провела открытое учебное занятие по предмету «Математика» по теме «Письменное сложение и вычитание в пределах 100». Четвёртое методическое объединение было посвящено теме «Опыт. Проблемы. Перспективы». Результаты деятельности по совершенствованию образовательного процесса на I ступени общего среднего образования в 2022/2023 учебном году». Были подведены итоги участия каждого учителя в методической работе в 2022/2023учебном году, определены перспективы дальнейшей работы по самообразованию, заслушаны 2 творческих отчёта по самообразованию.
Основными формами работы УМО начальных классов в 2022/ 2023 учебном году были методический диалог, круглый стол, панорама методических идей. Учителя принимали активное участие в теоретической и практической части каждого заседания. Наиболее активными были Менчицкая А. В, Гостило Н. Н., Бахар Е. А., Прутик Т. П., Тарасюк Е. Е., Турович Т. Н., Свороб П. И., Новосад Д.Д. На каждом заседании учебно-методического объединения происходил анализ выполнения решений предыдущих заседаний, анализировалась их эффективность. Основные темы заседаний были направлены на обсуждение актуальных вопросов воспитания и обучения младших школьников. Учебно-методические объединения заканчивались конкретными рекомендациями и решениями. В процессе работы учитывались методические рекомендации Министерства образования Республики Беларусь по организации методической работы – педагоги рассматривали вопросы реализации современных дидактических подходов, обеспечивающих формирование ключевых компетенций и повышения качества обучения учащихся на I ступени общего среднего образования у учащихся с тяжёлыми нарушениями речи. Все педагоги готовили на заседания учебно-методического объединения выступления, мастер- классы, многие из которых сопровождались презентациями.
Творческому росту педагогов способствовало разнообразие форм работы учителей начальных классов:
- изучение методических новинок психолого-педагогической литературы;
-проведение открытых учебных занятий по проблемам, поставленным на УМО, взаимопосещение учебных занятий;
-участие в декаде педагогического мастерства, учебно-методических объединениях внутри учреждения образования, в работе ресурсного центра, инновационном проекте, конкурсах;
-ориентирование педагогов на самоконтроль и анализ педагогической деятельности, оценка результатов учебного процесса;
-проведение методических предметных недель;
-обмен опытом по методическим темам;
-курсовая подготовка.
Участие в предметных неделях
С целью поиска путей повышения качества образовательного процесса через освоение и внедрение в практику работы современных образовательных технологий в учреждении была проведена неделя математики. Участие в организации и и проведении предметной недели приняли учителя Тарасюк Е. С., Тиханович Т. А., Тарас Е. В., Гостило Н. Н., Прутик Т. П., Менчицкая А. В., Свороб П.И., Райская Н.И.
Проведено 8 внеклассных мероприятий по различным тематикам.
По результатам проведения недели математики можно сделать следующие выводы:
учителя применяют на уроках элементы современных педагогических технологий и методик преподавания: проблемного обучения, АМО, интерактивные, групповые методы работы, разнообразные творческие методики;
все учителя в своей работе используют современные технические средства, ИКТ;
учащиеся на занятиях показали хороший уровень самоорганизации, высокий уровень выполнения поставленных задач;
проведенные внеклассные мероприятия свидетельствуют не только о высоком уровне деятельности, но и о проводимой в системе внеурочной и внеклассной воспитательной работе с учащимися.
В качестве недочетов и перспектив можно определить следующее:
обратить внимание на преобладание фронтальной работы на уроках, следует разнообразить применение групповых и индивидуальных форм обучения, дифференциации обучения;
активнее использовать на уроках методы частично-поисковой, исследовательской деятельности, визуализации.
Самообразование
Члены учебно- методического объединения учителей начальных классов в начале учебного года определили темы для работы по самообразованию, спланировали примерный практический выход. Деятельность участников УМО по изучению, формированию, обобщению и распространению передового педагогического опыта по проблемам обновления форм методов и технологий обучения и воспитания свидетельствует о наличии эффективной системы повышения профессионального мастерства педагогических кадров. Для обобщения опыта учителей начальных классов предусмотрен раздел «Тема по самообразованию», который позволял учителю самосовершенствоваться и обобщать свой опыт.
Планируемые итоги самообразования учителей начальных классов в 2022/2023 учебном году:
- Возможности использования мультимедийных средств обучения на учебных занятиях «Человек и мир», «Моя Родина- Беларусь» в 4-5 классах (Новосад Д.Д.)
2 Система упражнений по формированию вычислительных навыков у учащихся 2 класса с трудностями в обучении. (Менчицкая А. В.).
Педагогами Свороб П. И и Новосад Д.Д. оформлены папки по самообразованию, в которой собран теоретический и практический материал по теме. Педагогическая копилка пополнилась материалами в электронном варианте.
Вывод: анализируя эффективность работы учебно-методического объединения учителей начальных классов, можно отметить, что в результате работы МО произошли изменения в качестве работы по сравнению с прошлым учебным годом, многие вопросы помогали в решении профессиональных проблем, способствовали совместному творческому поиску педагогов, другие – побудили к более активной самореализации в профессиональной деятельности.
В целом, работу педагогов учебно-методического объединения учителей начальных классов в 2022/2023 учебном году можно считать удовлетворительной и порекомендовать:
- разнообразить формы проведения уроков и внеклассных мероприятий, используя современные инновационные педагогические и информационные технологии;
- повышать мотивацию к изучению предметов путём проведения нестандартных уроков, применения методов проблемного изложения;
- вовлекать как можно больше учащихся для участия в мероприятиях предметной недели, декадах педагогического мастерства;
- продолжить работу по оснащению учебных кабинетов разноуровневыми методическими и дидактическими средствами, обеспечивающими интеллектуальное и творческое развитие каждого учащегося, при этом сохраняя и укрепляя их здоровье;
- повышать уровень организации факультативных занятий с привлечением учащихся, мотивированных на обучение активизировать работу педагогов МО по созданию печатных работ и их публикации в средствах массовой информации с целью повышения их профессиональной компетенции.
Руководитель УМО Т. А. Тиханович