РУС БЕЛ ENG

Библиотека, медиатека

 

Правила пользования библиотекой

  1. Общие положения

1.1. Типовые правила пользования школьной библиотекой разработаны на основе «Типовых правил пользования школьной библиотекой в Республике Беларусь», утвержденных Министерством образования Республики Беларусь от 27.12.1999г. №768.

  1. Права читателей

2.1. Право пользования библиотекой имеют учащиеся, педагоги и другие работники школы, родители учащихся школы.

Читатели имеют право:

2.2.Получать полную информацию о составе фонда библиотеки, консультативную помощь в поиске и выборе источников информации.

2.3. Получать во временное пользование любой документ из фонда библиотеки.

2.4. Принимать участие в мероприятиях, проводимых библиотекой.

  1. Порядок пользования библиотекой

3.1. Учащиеся школы записываются в библиотеку в индивидуальном порядке, сотрудники школы по паспорту или другому документу, удостоверяющему личность.

3.2. На каждого читателя заполняется читательский формуляр установленного образца. Формуляр читателя является документом, удостоверяющим факт и дату выдачи читателю документов из фонда и приема их библиотечным работником.

3.3. При записи в библиотеку читатель должен быть ознакомлен с «Правилами пользования библиотекой» и подтвердить обязательство об их выполнении подписью в формуляре читателя.

3.4. На дом документы выдаются сроком на 15 дней. Количество экземпляров, выданных единовременно (не считая учебников), не должно превышать пяти.

3.5. Учебная, методическая литература выдается читателям на срок обучения в соответствии с программой. Литературные произведение изучаемые по программе на уроках, выдаются на срок в соответствии       программой изучения.

3.6.Очередная выдача документов из фонда библиотеки читателю производится только после возврата взятых им ранее,  срок пользования которыми уже истек.

3.7. Редкие и ценные книги, альбомы, единственные экземпляры справочных изданий, на дом не выдаются.

3.8. Число документов из фонда, выдаваемых для работы с ними в пределах библиотеки, не ограничивается.

  1. Ответственность и обязанности читателей

4.1.При записи в библиотеку читатель обязан сообщить необходимые сведения для заполнения принятых библиотекой регистрационных документов.

4.2. При выбытии из школы читатель обязан вернуть все числящиеся за ним документы в библиотеку.

4.3. Читатель обязан:

  •  возвратить взятые им документы из фонда в установленный библиотекой срок;
  •  не выносить из помещения библиотеки документы без записи;
  •  бережно относиться к библиотечному фонду;
  •  соблюдать в библиотеке тишину, не нарушать порядок расстановки книг на полках.

4.4. Читатель, утерявший документ из фонда библиотеки или нанёсший ему невосполнимый ущерб, обязан заменить его соответственно таким же или признанным библиотекой равноценным.

4.5. Читатели, нарушившие «Правила пользования библиотекой», могут быть лишены права пользования библиотекой на определенный срок.

  1. Обязанности библиотеки по обслуживанию читателей

5.1. Обслуживать читателей в соответствии с «Правилами пользования библиотекой».

5.2. Создавать благоприятные условия для работы читателей в библиотеке.

5.3. Оказывать помощь читателям в выборе необходимой литературы.

5.4. Информировать читателей о вновь поступивших документах.

5.5. Систематически следить за своевременным возвратом документов в библиотеку.

 

Нормативные правовые документы

Инструктивно-методические письма

Перечни учебных изданий

Актуальная информация

Библиотекарь: Пивоварчик Анжела Викторовна

Режим работы:

  Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница
Начало работы 08:40 08:40 08:40 08:40 08:40
Конец работы 17:00 17:00 17:00 17:00 17:00

Цель: способствовать формированию мотивации пользователей к саморазвитию, самообразованию через предоставление необходимых информационных ресурсов, через обеспечение открытого полноценного доступа к информации.

Основные задачи библиотеки:

  1. Активизировать читательскую активность обучающихся.
  2. Оказание помощи в деятельности обучающихся и учителей при реализации образовательных проектов. Работа с педагогическим коллективом.
  3. Организация досуга, связанного с чтением и межличностного общения в условиях библиотеки с учетом интересов, потребностей, возрастных психофизических особенностей обучающихся.
  4. Формирование у обучающихся основы информационной культуры и культуры чтения.

      I.            Основные цифровые показатели

Количество читателей всего – 189

Количество обучающихся – 128

Количество педагогов – 71

Количество книговыдач – 4079

Количество посещений – 2208

Читаемость – 21,58

Посещаемость – 11,68

 

  1. Организация книжного фонда

Всего фонд – 6557

Художественная и методическая литература – 3624

Учебники и учебные пособия – 2933

 

  • Работа с фондом библиотеки

№ п/п

Содержание работы       

Сроки исполнения

Работа с фондом учебной литературы

1

Выдача и прием учебников

август, сентябрь

2

Ведение журнала выдачи учебников

в течение года

3

Прием и техническая обработка поступивших учебников

по мере поступления

4

Информирование учителей и обучающихся о новых поступлениях учебников и учебных пособий

по мере поступления

5

Проведение работы по сохранности учебного фонда (рейды по классам с проверкой состояния учебников)

1 раз в полугодие

6

Контроль над своевременным возвратом в библиотеку выданных изданий

в течение года

7

Организация работы по мелкому ремонту изданий

в течение года

8

Списание фонда с учётом ветхости и смены программ

июнь

9

Работа с перечнями учебников и учебных пособий, рекомендованных Министерством образования

в течение года

10

Сбор учебников и предварительное комплектование учебной литературы на 2024/2025 учебный год

май - сентябрь

Работа с фондом художественной литературы

1

Своевременное проведение обработки и регистрации  поступающей литературы

по мере поступления

2

Обеспечение свободного доступа в библиотеке:

 -к художественному фонду;

 -к фонду периодики

в течение года

3

Выдача изданий читателям

постоянно

4

Соблюдение правильной расстановки фонда на стеллажах

постоянно

5

Систематическое наблюдение за своевременным возвратом в библиотеку выданных изданий

постоянно

6

Ведение работы по сохранности фонда

постоянно

7

Создание и поддержание комфортных условий для работы читателей

постоянно

8

Работа по мелкому ремонту художественных изданий, методической литературы и учебников с привлечением учащихся

в течение года

9

Периодическое списание фонда с учетом ветхости, морального износа и срока хранения

декабрь, июнь, июль

Комплектование фонда периодики

1

Оформление подписки на периодические издания:

- подписка на 1 квартал

- подписка на 2 квартал

- подписка на 3 квартал

- подписка на 4 квартал

 

декабрь

март

июнь

сентябрь

Информационно – библиографическая работа

1

Обзор новинок

по мере поступления

2

Обзор периодических изданий

по мере поступления

3

Работа с сайтом школы: систематическое пополнение раздела «Библиотека» на сайте школы

в течение года

4

Устная рекламная деятельность библиотеки

постоянно

5

Оказание индивидуальной помощи в подборе материалов для сообщений, классных часов, оформления стенгазет и др.

в течение года

Индивидуальная работа с читателями

1

Выдача учебной литературы

август-сентябрь

2

Информировать классных руководителей о чтении и посещении библиотеки каждым классом

каждую четверть

3

Рекомендовать художественную литературу и периодические издания согласно возрасту каждого читателя библиотеки

по мере поступления

4

Просмотр читательских формуляров с целью выявления задолжников (результаты сообщать классным руководителям)

1 раз в четверть

5

Рекомендательные беседы при выдаче книг

постоянно

6

Беседы с читателями о прочитанных книгах

постоянно

Работа с педагогическим коллективом

1

Информирование учителей о новой учебной и методической литературе, педагогических журналах и газетах

по мере поступления

2

Оказание методической помощи к уроку

в течение года

3

Поиск литературы и периодических изданий по заданной тематике. Подбор материалов к предметным неделям и классным часам

по требованию педагогов

4

Информирование учителей о посещении школьной библиотеки учащимися

в течение года

5

Выставки-обзоры поступающих новинок

по мере поступления

Работа с родителями

1

Буккросинг: «Читает мама, читаю я, читает вся моя семья!»

в течение года

2

Либмоб: «Как пройти в библиотеку?»

июнь

3

Библиографический обзор: «ТОП-10 книг для непослушных детей и их родителей»

июнь

4

Библиографический обзор: «Самые классные книги на лето для детей и их родителей»

июль

5

Книжная выставка «Семья и книга»

июль

Повышение профессионального уровня

1

Участие в районных семинарах, МО района и города, совещаниях

в течение года

2

Освоение информации из профессиональных изданий («Бібліятэка прапануе»)

в течение года

3

Работа по самообразованию с использованием опыта лучших школьных библиотекарей

в течение года

Реклама библиотеки

1

Оформление выставки, посвященной писателям-юбилярам и другим знаменательным датам календаря

в течение года

2

Эстетически оформлять выставки, тематические полки и другие материалы для просмотра

в течение года

Массовая работа

Сентябрь

1

Книжная выставка ко  Дню знаний: «Здравствуй,  школа!»

Пивоварчик А.В.

2

Видео - презентация: «Бачу Беларусь такой»

(да Дня беларускага пісьменства і друку)

Пивоварчик А.В.

3

Экскурсия ко Дню библиотек: «Правила пользования библиотекой»

Пивоварчик А.В.

4

Книжная выставка: «Беларусь – краіна маей будучыні»

(ко Дню народного единства)

Пивоварчик А.В.

Октябрь

1

 Литературный календарь: «Писатели - юбиляры»

Пивоварчик А.В.

2

Книжная выставка: «Все на свете от материнских рук!» (ко Дню матери)

Пивоварчик А.В.

3

День открытых дверей: «Чтоб шагалось в ногу с веком, приходи в библиотеку!» (к Международному дню школьных библиотек)  

Пивоварчик А.В.

4

Видео - презентация: «Любите книгу – источник знаний!»

Пивоварчик А.В.

Ноябрь

1

Литературный календарь: «Писатели - юбиляры» 

Пивоварчик А.В.

2

Тематическая выставка: «Не гаси жизнь, погаси сигарету!»

(к Всемирному дню не курения)

Пивоварчик А.В.

3

Видео - презентация: «Международный день против фашизма, расизма и антисемитизма»

Пивоварчик А.В.

Декабрь

1

Литературный календарь: «Писатели - юбиляры» 

Пивоварчик А.В.

2

Тематическая выставка: «В будущее без тревог, с надеждой»

(к Международному дню профилактики СПИДа)

Пивоварчик А.В.

3

Видео - презентация: «И пусть она нарядная на праздник к нам придёт! »

Пивоварчик А.В.

Январь

1

Литературный календарь: «Писатели - юбиляры»

Пивоварчик А.В.

2

Обзор периодики: «И журналы, и газеты вам откроют все секреты»

Пивоварчик А.В.

3

 Акция: «Сохраним школьный учебник»

Пивоварчик А.В.

4

Час памяти: «Международный день памяти Холокоста»

Пивоварчик А.В.

Февраль

1

Литературный календарь: «Писатели - юбиляры»

Пивоварчик А.В.

2

Видео - презентация: «Дети-герои и их подвиги во время Великой Отечественной войны»

Пивоварчик А.В.

3

Акция: «Подари книгу библиотеке»

(к Международному дню дарения книг)

Пивоварчик А.В.

4

Віртуальнае прызнанне: «Беларуская мова - мелодыя сэрца»

(да Дня роднай мовы)

Пивоварчик А.В.

5

Бібліяграфічны агляд: «Таямніцы беларускай мовы»

Пивоварчик А.В.

6

Кніжная выстава: «Цудоўны свет казак»

Пивоварчик А.В.

7

Хвілінка жартоўных вершаў беларускіх паэтаў: «Жарт месца мае»

Пивоварчик А.В.

8

Хвілінка загадак: «Добрае дзіця бацькоў думкі адгадвае»

Пивоварчик А.В.

9

Хвілінка хуткагаворак: «Лепш не дагаварыць, чым перагаварыць»

Пивоварчик А.В.

10

Хвілінка беларускіх народных казак: «Слухаць добрай рады не шкодзіць»

Пивоварчик А.В.

Март

1

Литературный календарь: «Писатели - юбиляры»

Пивоварчик А.В.

2

Литературно-познавательный аттракцион: «И каждый писатель как тайна!»

(к Всемирному дню писателя)

Пивоварчик А.В.

3

Неделя православной книги «Сокровенный мир православия», посвященная Дню православной книги (праздник отмечается 14 марта). В рамках Недели пройдут различные мероприятия, в том числе с участием священнослужителя, будет организована книжная выставка-просмотр «Сокровище вечной мудрости»

Пивоварчик А.В.

4

Тематическая полка: “Основной закон страны”

Пивоварчик А.В.

5

Видео - презентация: «Хатынь»

(ко Дню памяти жертв Хатынской трагедии)

Пивоварчик А.В.

Апрель

1

Литературный календарь: «Писатели - юбиляры»

Пивоварчик А.В.

2

Книжная выставка: «Обо всем на свете»

(к Международному дню детской книги)                                                                                    

Пивоварчик А.В.

3

Тематическая полка: «День космонавтики»

Пивоварчик А.В.

4

Познавательный час: «По дороге к доброму здоровью»

(к Всемирному дню здоровья)       

Пивоварчик А.В.

5

Тематическая полка: «День чернобыльской трагедии»

Пивоварчик А.В.

Май

1

Литературный календарь: «Писатели- юбиляры»

Пивоварчик А.В.

2

Видео - презентация: «Веские причины не курить»

(к Всемирному дню без табака)

Пивоварчик А.В.

3

Тематическая полка: «День Государственного флага, Государственного герба и Государственного гимна Республики Беларусь»

Пивоварчик А.В.

4

Книжная выставка: «Книги хранители памяти поколений о ВОВ»

Пивоварчик А.В.

5

Беседа-обзор: «Читаем книги о войне»

Пивоварчик А.В.

6

Познавательный час: «Дар Кирилла и Мефодия»

(ко Дню славянской письменности и культуры)

Пивоварчик А.В.

7

Круглый стол: «Читаем, рассуждаем, советуем»

в рамках акции «Семейные чтения», приуроченной ко Дню семьи (15 мая)

Пивоварчик А.В.

Июнь

2

Книжная выставка: «Читаем летом»

Пивоварчик А.В.

3

Тематическая выставка: «В сердцах и книгах память о войне»

(ко Дню всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны и геноцида белорусского народа)

Пивоварчик А.В.

4

Книжкина больница: «Спешим на помощь к книге»

Пивоварчик А.В.

Июль

1

Выставка обзор: «Прекрасные места Беларуси»

Пивоварчик А.В.

2

Выставка: «Книжная улыбка лета»

Пивоварчик А.В.

Август

1

Перерегистрация читателей (прибытие/выбытие, перерегистрация классов)

Пивоварчик А.В.

2

Библиографический обзор новых поступлений

Пивоварчик А.В.

3

Работа с журналами и газетами за прошлые годы, пополнение тематических папок информационными материалами

Пивоварчик А.В.

4

Работа над планом работы библиотеки

Пивоварчик А.В.

 

Библиотекарь                                  ___________ Пивоварчик А.В.

Белорусские писатели в Интернете

 Авласенко Геннадийhttp://aulasenka.ho.ua/ Персональный сайт белорусского поэта и писателя Геннадия Авласенко. Здесь можно почитать стихи, пьесы, прозу автора. Также на сайте размещены биографические и библиографические сведения, интервью, новости.

 Богданович Максим. http://maksimbogdanovich.ru/ Сайт посвящен творчеству известного белорусского поэта Максима Богдановича. В каталоге произведений Вы сможете найти стихи Максима Богдановича, книги о нем, его жизни и творчестве, написанные другими авторами.

Быков Васильhttp://www.bykau.org/ Сайт, посвящённый творчеству всемирно известного белорусского писателя Василя Быкова. Представлены произведения разных лет, библиография, фотоснимки.

Гартный Тишкаhttp://tishkagartnij.ru/ Сайт посвящен известному белорусскому писателю Тишке Гартному. Здесь можно найти повести, рассказы и романы автора. Так же на сайте выложены биография, фотографии и статьи о Тишке Гартном.

Гилевич Нилhttp://gilevich.ru/ Поэтическая страничка Нила Гилевича. На сайте Вы можете познакомиться с биографией поэта и его произведениями, заглянуть в фотогалерею, а также найти много другой полезной информации. Для школьников собрана коллекция рецензий на стихи поэта.

Жвалевский Андрейhttp://az-book.info/ Дневниковые записи литератора, тексты художественных произведений. Ссылки на публицистические статьи и интервью автора. Библиография.

Колос Якубhttp://yakubkolas.ru/ Здесь Вы найдете биографию Якуба Колоса, познакомитесь с его произведениями, сможете заглянуть в фотогалерею.

Купала Янкаhttp://yankakupala.ru/ На этом сайте Вы можете найти биографию Янки Купалы, познакомиться с его произведениями, заглянуть в фотогалерею, а также найти много другой полезной информации.

Орлов Владимирhttp://arlou.org/ Официальный сайт известного белорусского писателя и историка Владимира Орлова: биография, книги, произведения, критика, фотоальбом.

Танк Максимhttp://maksimtank.ru/ Поэтическая страничка Максима Танка. Поэзия Максима Танка впечатляет разнообразием тем, образов, форм, творческим освоением национальной поэтической традиции и новаторством.

Янищиц Евгенияhttp://yaugeniya.ru/ На сайте Вы можете найти биографию Евгении Янищиц, познакомится с ее произведениями, а также найти много другой полезной информации: воспоминания, библиографию. Для учащихся собрана коллекция разбора стихов поэтессы.

 

Сайты детских писателей

Андерсен Г.Хhttp://andersen.com.ua/

Барто Агния. http://agniyabarto.ru/

Берестов Валентинhttp://berestov.ouc.ru/

Булычев Кирhttp://bulichev.ru/

Катаев Валентинhttp://www.valentinkataev.ru/

Крюкова Тамараhttp://www.fant-asia.ru/

Маршак Самуилhttp://s-marshak.ru/

Паустовский Константинhttp://paustovskiy.niv.ru/

Погодин Радий.   http://pogodin.lodb.ru/

Постников Валентин. http://www.postnikov.ru/

Пришвин Михаилhttp://www.prishvin.org.ru/

Успенский Эдуард. http://www.uspens.info/

Чуковский Корнейhttp://www.chukfamily.ru/

 

Детское чтение

Беларуская дзіцячая літаратура

Беларуская Інтэрнэт-Бібліятэка

Территория детского чтения 

Навигатор по детской литературе      

Детская литература   

Читаем детям 

Большая бесплатная библиотека   

Книги и дети: Библиогид 

Чудесная страна   

Сайты с развивающими играми

Детский развлекательно-развивающий сайт 

Всё для детей    

Познайка   

Детская игровая комната  

Почемучка: онлайн-игры для детей 

Дом игрушек   

Солнышко    

В помощь самообразованию     

Беларускі гістарычны партал   

Города Беларуси

Глобус Беларуси: Архитектурные достопримечательности

Вершы беларускіх паэтаў

Сайты и каталоги библиотек Беларуси:

 www.bla.by – Белорусская библиотечная ассоциация

www.natlib.org.by – Национальная библиотека Беларуси (НББ)

www.libcat.bas-net.by – Электронный: каталог Центральной научной библиотеки НАН Беларуси

www.preslib.org.by – Президентская библиотека Республики Беларусь

www.bspu.unibel.by/pages/library – Библиотека Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка

 

Образовательные Интернет-ресурсы Республики Беларусь

http://edu.gov.by — сайт Министерства образования Республики Беларусь

http://www.edu.by — Белорусский национальный образовательный Интернет-портал

http://giac.unibel.by — Главный информационно-аналитический центр Министерства образования Республики Беларусь

http://ris.unibel.by — Республиканский информационный поисковый узел по вопросам образования

http://cis.unibel.by — сайт Совета по сотрудничеству в области образования государств-участников СНГ

http://rikz.unibel.by — Республиканский институт контроля знаний

http://www.academy.edu.by — сайт Академии последипломного образования

http://adu.by/ — образовательный портал Национального института образования

http://mir.pravo.by — Детский правовой сайт

http://www.cis.bsu.by — сайт электронного журнала «Образование в СНГ»

http://kudapostupat.by – электронный справочник абитуриента РБ

http://www.nihe.bsu.by — сайт Республиканского института высшей школы

http://www.ripo.unibel.by — портал Республиканского института профессионального образования

http://www.child.of.by/ — сайт Национального центра усыновления Республики Беларусь

http://www.nchtdm.com/ — сайт Национального центра художественного творчества детей и молодежи

http://www.rcttu.info — сайт Республиканского центра технического творчества учащихся

http://www.eco.unibel.by — сайт Республиканского экологического центра детей и юношества

http://rctkum.by — сайт Республиканского центра туризма и краеведения

http://www.zubronok.unibel.by — сайт Национального детского образовательно-оздоровительного центра «Зубренок»

http://profedu.unibel.by — сайт методической поддержки профессионального образования

http://tvoi-mir.unibel.by — сайт методической поддержки развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся

http://www.nlb.by — Интернет-портал Национальной библиотеки Беларуси

http://npb.unibel.by — сайт Научно-педагогической библиотеки ГИАЦ

http://mp.minsk.edu.by — Минский городской методический портал

http://www.mgiro.minsk.edu.by — Минский городской институт развития образования

http://www.iso.minsk.edu.by — сайт центра информационных ресурсов системы регионального образования МГИРО

http://boiro.brest-region.edu.by — Брестский областной институт развития образования

http://groiro.by — Гродненский областной институт развития образования

http://iro.gomel.by — Гомельский областной институт развития образования

http://voiro.vitebsk-region.edu.by — Витебский областной институт развития образования

http://www.mogilev-region.edu.by — Могилевский областной институт развития образования

http://nastgaz.by/ – Редакция газеты “Настаўніцкая газета”

http://n-asveta.by/ – Часопіс “Народная асвета”

http://p-shkola.by/ – Издательство “Адукацыя і выхаванне”

http://praleska-red.by/ – Редакция журнала “Пралеска”

  

Сайты персональных библиотек, посвященные творчеству писателя

 «Народная библиотека Максима Горького».http://maximgorkiy.narod.ru/ Самая большая и подробная библиотека о жизни и творчестве писателя. В ее состав входят произведения Горького, фотографии, стихи, а также некоторые тексты из писем и дневников. Имеется подборка статей, ссылки, рефераты, сочинения и курсовые работы по темам произведений.

«Сергей Довлатов». http://www.sergeidovlatov.com/ Биография писателя, тексты произведений (романы, повести, рассказы, критика, интервью, письма), библиография, фотографии. Даны ссылки на ресурсы Интернета, связанные с писателем

«Клуб любителей творчества Ф.М. Достоевского». http://www.pereplet.ru/dostoevsky/osn.html На страницах клуба размещена биография писателя. Опубликован достаточно полный список произведений, некоторые из них доступны для чтения он-лайн.

«Николай Васильевич Гоголь».   

 http://gogol.boom.ru/ Поклонникам писателя представлена биография, статьи о творчестве, крылатые фразы и афоризмы, отрывки из произведений, иллюстрации к произведениям, портреты, фотографии памятников и скульптур.

«Евгений Иванович Замятин».  

http://www.tstu.ru/win/kultur/literary/zam/titul.htm  Материалы на страницах сайта размещены в разделах "Жизненный путь Е.И. Замятина", "Литературное творчество Е.И. Замятина", "Музей в Лебедяни", "Рассказ Е.И. Замятина "Пещера", "Повесть Е.И. Замятина "На куличках".

«Михаил Михайлович Зощенко».

 http://zoshenko.ru/ На сайте: биография писателя, тексты произведений, библиография, книга Л. Ершова "О творчестве Зощенко" и статья Т. Минакиной "Луч света в темном царстве. Послесловие к "Повести о разуме" М. Зощенко".

«Библиотека А.И. Куприна». 

http://www.kuprin.de/ Представлены электронные тексты произведений писателя, воспоминания о нем, статьи о творчестве, фотографии.

«Набоков & Co». http://nabokovandko.narod.ru/ Здесь размещены биография, тексты основных произведений, фотогалерея, записи голоса, статьи, посвященные различным проблемам творчества Набокова, коллекция ссылок на сайты набоковской тематики.

«Энциклопедия творчества Платонова».http://www.hrono.ru/proekty/platonov/index.php Энциклопедия предлагает ссылки на произведения писателя в Интернете, публикации писателей и критиков о Платонове.

«Федор Сологуб». http://sologub.narod.ru/ Тексты произведений и биография писателя, информация о публикациях и ссылки на web-страницы, содержащие очерки, рецензии, воспоминания современников и работы современных исследователей.

«Лев Толстой». http://tolstoy.ru/ Здесь можно найти информацию об истории семьи, о жизни и творчестве писателя, о взглядах на вопросы политики, религии, семьи, творчества в разные периоды его жизни, о толстовских героях, о роли Толстого и значении его наследия в российской и мировой литературе. Здесь же представлен архив изображений в разные периоды его жизни.

«Мир Льва Толстого». http://www.tula.net/tgpu/Tolstoy Материалы сайта сгруппированы в тематические разделы. Проект подготовлен Тульским государственным педагогическим университетом им. Л.Н. Толстого.

«Русский писатель И.С. Тургенев» http://turgenev.org.ru/ В разделах сайта размещено много фотографий и репродукций. В разделе "Библиотека" - произведения Тургенева и публикации о нем и его творчестве.

«Антон Павлович Чехов».   http://chehov.niv.ru/ Помимо рассказов и пьес автора размещены его биография и сведения о семье, фотографии и воспоминания современников, а также информация о чеховских центрах и музеях.

«Чеховский центр».   http://antonchekhov.ru/ На нем представлены биография, хронология жизни в фотопортретах и фотоальбомы, посвященные разным периодам жизни, сведения о музеях Чехова и спектаклях в театрах Москвы. Опубликованы произведения писателя, критические статьи.

«Творчество Ивана Шмелева».http://philolog.petrsu.ru/shmelev/index.html Издание электронного собрания сочинений в авторской орфографии и пунктуации. В его основу положены первые прижизненные публикации, а также прижизненные переиздания, отредактированные писателем.

«К 100-летию Михаила Шолохова». http://www.sholohov.dspl.ru/ Цель проекта Донской публичной государственной библиотеки – сосредоточить на сайте максимально полную информацию о праздновании юбилея писателя, информационные ресурсы о его жизни и творчестве.

«Василий Шукшин в Интернете». http://www.shukshin.ru/ На сайте размещены основные даты жизни и деятельности В. Шукшина, сведения о его предках, воспоминания современников, фотографии разных лет, тексты произведений писателя и статьи.

 

Обзор журналов для детей:

«Веселые картинки». http://www.merrypictures.ru/ «Веселые картинки» — детский юмористический журнал. Рассчитан на детей от 4 до 10 лет. Журнал включает стихи и рассказы, настольные игры, комиксы, ребусы, шутки, загадки.

 «Вясёлка». http://www.veselka.by/ «Вясёлка» – детский журнал. Рассказы, стихи, сказки белорусских писателей для детей. Статьи об истории Беларуси и национальной культуре. Юморески, игры, головоломки. Детское творчество.

«Костер». http://www.kostyor.ru/ «Костер» – ежемесячный литературно-художественный журнал для школьников. Журнал «Костер» предназначен для ребят 9-14 лет. Сегодняшний «Костер» — это полезное и увлекательное издание, интересное и детям, и их родителям. Цель журнала — привить детям вкус и любовь к художественной литературе, к творческому познанию мира вокруг нас.

«Мурзилка». http://www.murzilka.org/ «Мурзилка» – популярный детский литературно-художественный журнал. Издаётся с мая 1924 года и адресован детям от 6 до 12 лет.

«Солнышко». http://www.solnet.ee/ «Солнышко» – детский журнал, выходит с марта 1999 года один раз в месяц только в интернете. Портал для детей и любящих их взрослых: конкурсы, сценарии, игры, сказки, детский журнал и многое другое! 

 «Клепа». http://www.klepa.ru/ Оригинальный познавательно-развлекательный журнал для детей 8-12 лет. Легко и доступно раскроет детям серьезные темы, поможет в учебе, сделает досуг интересным. Развлекательные игры, поделки, комиксы.

 «Почитай-ка».  http://www.cofe.ru/read-ka/ Сказки, удивительные истории, детские стихи, познавательные статьи для ребят, забавные головоломки - всё это есть в детском сказочном журнале "Почитай-ка". Журнал "Почитай-ка" выходит только в Интернете, обновляется один раз в месяц.

 «Мишутка».  http://mishutka.com/ Детский игровой красочный  журнал «Мишутка» рассчитан на детей от 5 до 12 лет. В журнале множество увлекательных и одновременно познавательных и развивающих рубрик.

 «Веселый затейник». http://www.id-zvonnica.ru/journalvesel.html «Веселый затейник» – журнал развивающих игр для детей от 7 до 14 лет. Фокусы, шарады, головоломки, сказки, забавы, ребусы и кроссворды, викторины, потешки, стихи и песенки, оригами, загадки и многое другое.

 «Детская газета». http://www.detgazeta.ru/ "Детская газета" – это ежемесячная газета для детей от 6 до 10 лет, обновляется раз в две недели. Рассказы, головоломки, викторины, анаграммы, лабиринты, рассказы о животных, анекдоты, вкусные рецепты – всё это можно найти на страницах «Детской газеты»

 Детская газета «Зорька». http://www.zorika.by/ «Зорька» – газета для детей и подростков – увлекательная и познавательная по содержанию, яркая и красочная, оригинальная по дизайну.

 «Маруся». http://www.marusia.ru/ «Маруся» – это ежемесячный иллюстрированный журнал для девчонок от 12 до 18 лет. Его тематика охватывает весь спектр вопросов, интересующих современную девочку-подростка. Здесь любая девчонка найдет все, что ее интересует.

«Картинки в паутинке». http://kartinki.netslova.ru/ Это сетевой журнал для малышей и их мам. Здесь можно, не выходя из дома за новой книжкой, найти для ребенка колыбельную, загадку, шутку и просто добрую сказку. В журнале публикуются авторы, известные во "взрослом" мире, но пишущие для детей. Здесь публикуется хорошая литература, интересная не только для самых маленьких, но и для их родителей, которые будут читать журнал вместе с детьми

 «Квантик». http://kvantik.com/ «Квантик» — ежемесячный познавательный журнал для школьников. Журнал посвящён занимательным вопросам и задачам по математике, лингвистике, физике и другим естественным наукам. Из нег можно узнать узнаете много интересного об окружающем мире!

 «Классный журнал» и «ПониМашка» http://www.classmag.ru/  Познавательные интерактивные журналы для детей и родителей. «Классный журнал» — современный интерактивный журнал для детей младшего и среднего школьного возраста содержит самую актуальную информацию для детей: от мультиков, компьютерных игр и детских кино-новинок до научных открытий, спорта, техники. «ПониМашка» — развивающий журнал для малышей 3-7 лет. Каждый номер — это отдельное приключение забавного персонажа пони по имени Маша. С ней очень весело учиться читать, писать, считать, рисовать, а ещё лепить, мастерить и готовить необычную детскую еду.

 «Детская комната». http://sashka.inf.ua – Детский интернет-журнал, где содержится очень много интересного: игры, рассказы и сказки…

 «Теремок».   http://www.teremoc.ru Игры, стихи, песенки, детское творчество для дошкольников и начального школьного возраста можно найти на этом сайте с замечательным (радостным) дизайном

Электронные энциклопедии для детей

Энциклопедия «Кругосвет».  http://www.krugosvet.ru Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия

 Детская энциклопедия «What This?».  http://www.what-this.ru/ Содержит много познавательной информации, которая будет полезна не только школьникам, но и взрослым. Детская электронная энциклопедия поможет дать исчерпывающие ответы на вопросы ваших любознательных малышей. Не меньшую ценность детская энциклопедия «What This» представляет и для подростков школьного возраста. На страницах сайта они найдут массу полезной информации для докладов по различным школьным дисциплинам: биология, химия, физика, история.

 Детская энциклопедия «Все обо всем».  http://www.kniga.es/ "Все и обо всем" – это не учебник и не канцелярский справочник, одобренный в высоком министерском кабинете. Это просто ответы на бесконечные, самые разные вопросы, которые мы начинаем задавать с раннего детства: что и почему? когда и зачем? откуда взялось и куда делось? Это общие мысли человечества о самом себе, о живой природе и неодушевленных предметах, которые нас окружают, о явлениях и событиях... Это сама жизнь, во всем ее многообразии.

 Иллюстрированная энциклопедия животных «Филин». http://filin.vn.ua/ Целью "Филина" является создание удобного и красочного справочника по разнообразному и богатому видами царству многоклеточных животных нашей планеты. На сегодняшний день проведена довольно объемная работа. Тысячи видов животных уже внесены в каталог сайта и Вы имеете возможность узнать краткую информацию о многих из них. Также на нашем сайте Вы можете увидеть подробную классификацию царства животных.

 «Почемучка».  http://allforchildren.ru/why/index1.php На сайте для любознательных – разделы "Научная видеотека", "Почемучка" (вопросы и ответы), "Занимательные задачи", рассказы о животных и справочник птиц, познавательные рассказы о металлах, занимательная физика и Домашняя лаборатория.

 «Потому.ru. Вместе познаем мир».  http://potomy.ru Проект «Потому.ру» – это единственная детская энциклопедия онлайн, которая содержит в себе огромное количество материала по детской тематике. Это тысячи ответов на детские вопросы для школьников и малышей. Этот детский сайт поможет узнать Вам и Вашим детям больше о том, как все начиналось, как изобретались новые вещи, как делались открытия, как устроен человеческий организм, как живут другие живые существа на нашей планете и еще много-много интересного и неизведанного!

 «Энциклопедия искусства http://www.artprojekt.ru/ Что такое искусство? Вопрос непростой! Чтобы раскрыть смысл этого понятия, нужно описать различные формы, которые принимало искусство от первобытных времен до сегодняшнего дня. Данную информацию можно найти на сайте «Энциклопедии искусств»

 Словари и энциклопедии различной тематики http://mirslovarei.com/ 

РУП "Белпочта" — самый крупный и надежный распространитель периодических изданий на территории Республики Беларусь.

Подписка на районную газету «Новае жыццё»

 

 

«Мама, давай, почитаем вместе!»

С раннего детства книга живет рядом с ребенком. Как много нового узнает он из книг! Они расширяют кругозор, учат мыслить, анализировать, образно и правильно говорить.

 

Книги вводят ребенка в большой мир человечества. Вспомните своё детство: как путешествовали с героями книг С.Маршака. К.Чуковского, увлекались похождениями Тома Сойера и барона Мюнхаузена, восхищались благородством Тимура и его боевой команды. Книги учили нас понимать добро и ненавидеть зло.

Сегодня также, несмотря на новейшие компьютеры и другие источники знания, никто не станет возражать против полезности чтения. Но между тем, большинство родителей считает, что любовь к чтению придет сама. А это далеко не так. Нужны ориентиры, которые показали бы дорогу к книжным богатствам, чутко и заинтересованно руководили чтением ребенка. И здесь вы, родители, можете сделать многое.

Детские и школьные библиотеки, учителя постоянно решают проблему привлечения каждого ребенка к чтению, воспитывают читательскую культуру. Однако существует немалый процент школьников, которые вовсе не любят читать. Где таятся неиспользованные ресурсы воспитания читателей? В семье!

Польза сказок в развитии ребенка

Все родители, имеющие детей-дошкольников, знают, как дети любят сказки. Родители выходят из себя, читая в сотый раз одну и ту же сказку, которую ребенок знает наизусть. При этом пропуск куска текста вызывает негодующие крики ребенка. 

Что же это за феномен – любовь детей к сказке, и в чем заключается их польза в воспитании? Попробуем вместе разобраться в этом вопросе.

Сказки развивают внимание. Слушая описание событий, происходящих чудес и приключений персонажей, ребенок задействует все свое внимание и удерживает его на протяжении всей истории. Это, в свою очередь, на уровне эмоций, поощряет ребенка к размышлению, порождает в его голове множество разных вопросов, на которые он будет искать ответы.

 Развивают руки. И это не нуждается в комментариях. Не случайно говорится «Когда я слушаю - узнаю, когда делаю - запоминаю». Детям предлагается что-то сделать: вырезать, склеить, изобразить сказку схематично, показать эпизод текста с помощью мимики и жестов.

Прививают понятия о добре и зле. В сказках все персонажи делятся на хороших и плохих, добрых и злых. Слушая сказки, ребенок понимает, что такое хорошо и что плохо, как поступать правильно, а как не нужно. Кроме того, дети склонны подражать своим любимым героям.  Нет необходимости убеждать, что доброта стала наиболее дефицитным явлением в окружающем мире. Каким мы представляем себе доброго человека - любящим помогать другим, умеющим сочувствовать, сопереживать и т.д. В целой системе методов и средств воспитания добрых чувств не последнюю роль играют именно сказки: дети любят героев, они им становятся родными, близкими, а значит, могут и должны стать примерами для подражания. Только важно тактично направить мысли и чувства малышей в нужное русло.

Знакомят с окружающим миром и взаимоотношениями людей.

В сказках описаны взаимоотношения и взаимодействия людей. В раннем возрасте ребенок еще не умеет анализировать, сопоставлять и логически мыслить. Поэтому польза сказок очевидна. В них все описывается простым языком и простыми словами. Таким образом, ребенку становится понятен окружающий его мир.

Учат справляться с трудными ситуациями Ребенок, который сталкивается с какой- либо трудность, может найти для себя решения или идею, опираясь на сказочный сюжет. Дети и сами подсознательно используют сказку для решения своих проблем. Почему дети придумывают и рассказывают леденящие душу «ужастики» и почему они пользуются такой популярностью в детской среде? Потому что это защитная реакция, помогающая преодолеть страх и растерянность, возникающие в детской душе при столкновении с большим и непонятным миром, полным опасностей и неожиданностей. Вот дети и избавляются от своих страхов и беспокойств с помощью страшилок.

Утешают. Благодаря сказочным историям ребенок понимает, что другие тоже испытывают трудности. Не только он один может огорчаться, плакать, боятся, это же делают и другие. Осознание того, что он не одинок в своих трудностях, может поддерживать ребенка в раннем возрасте.

Развивают речь и фантазию детей. Чтение сказок расширяет словарный запас ребенка и помогает развитию речи. Слушая сказку, ребенок знакомится с народным фольклором, запоминает пословицы и поговорки («Не садись не в свои сани», «Нет лучшего дружка, чем родная матушка»). Не случайно педагоги и логопеды применяют сказкотерапию для занятий с детьми, имеющими задержки речевого развития. Сказочные образы помогают развивать детскую фантазию. Ставя себя на место положительного героя, ребенок может вступить в бой с врагом (заросли крапивы) при помощи волшебного меча (палки) или отправиться на Марс в ракете из сдвинутых стульев. Психологи говорят, что фантазия помогает ребенку в развитии интеллекта, поэтому фантазировать ребенку очень полезно.

Польза сказок перед сном. Сказка испокон веков использовалась, как средство положительного воздействия на эмоциональное состояние ребенка. Самый яркий пример этого воздействия – сказка на ночь. Ребенок слушает успокаивающий, убаюкивающий ритм слов, слышит родной голос – все хорошо, мама рядом, сказочная история уводит его все дальше от дневных печалей и радостей и наконец он засыпает. Кстати, если вашего ребенка беспокоят плохие сны, то сказка легко поможет вам справиться с этой проблемой. Станьте сказочником вместе с ребенком. Ведь никакая аудио и видеотехника, никакое профессиональное исполнение не заменят малышу вашего присутствия и внимания. Не стесняйтесь, придумывайте и рассказывайте сказки своим детям, тем более что слушатели вам достались внимательные и благодарные! Итак, можно однозначно заключить, что польза сказок, несомненно, велика. При помощи сказок, взрослые могут обогатить внутренний мир своих детей, привить им любовь к чтению и книгам. А это, в свою очередь, помогает им стать более уверенными и успешными людьми.

Восемнадцать «зачем» нужны детские книжки… ну, мало ли зачем. Например, можно в них цветы сушить…  

1. Книга развивает наш язык и увеличивает запас слов. Она учит нас выражать наши мысли и понимать, что говорят и пишут другие.

2. Книга развивает наше мышление. Из книг мы учимся абстрактным понятиям, книги расширяют горизонты нашего мира.

3. Книга стимулирует фантазию и учит нас мыслить образами.

4. Из книг мы узнаем о других странах и о другом образе жизни, о природе, технике, истории и обо всем на свете, что нас интересует.

Посредством книги я проживаю тысячу жизней, оставаясь самим собой.

К. С. Льюис

5. Книга развивает нашу способность к сопереживанию. Мы учимся вживаться в положение других людей.

6. Книги придают нам силы и вдохновение. Они увлекают и развлекают. Они заставляют нас смеяться и плакать. Они приносят утешение и указывают выход из трудного положения.

7. Книги задают важные вопросы, над которыми стоит задуматься.

8. Книга учит нас этике. Она заставляет нас размышлять о добре и зле.

9. Книга объясняет жизнь и помогает нам увидеть связь одного явления с другим.

10. Из книг мы понимаем, что не на все вопросы есть однозначные ответы, что на любую проблему можно посмотреть с разных точек зрения. Книги показывают, что конфликты не обязательно решать путём насилия.

11. Книги помогают нам познать самих себя. Для чувства собственного достоинства очень важно знать, что другие люди думают, чувствуют и реагируют так же, как мы. Она точь-в-точь как я.

12. Книги помогают нам понять других. Читая книги, написанные писателями других культур и эпох, и видя, что их мысли и чувства похожи на наши, мы лучше понимаем другие культуры и избавляемся от предрассудков.

13. Книги сокращают одиночество. Книгу можно взять с собой куда угодно. Ее можно бесплатно взять в библиотеке, и ей не нужна электросеть.

14. Книги – это часть нашего культурного наследия. Они создают общие точки отсчета.

15. Хорошую детскую книжку можно читать вслух на радость взрослым и детям. Она объединяет поколения.

16. Детская книжка открывает нам путь в большую литературу – огромный мир на всю нашу жизнь. Пусть первая встреча с книгой станет незабываемым событием.

Книга — сад, умещающийся в кармане (Арабская пословица)

      Детская книжка открывает нам путь в большую литературу –огромный мир на всю нашу жизнь. Пусть первая встреча с книгой станет незабываемым событием.

17. Детская книжка обогащает культуру страны. Над книжкой работает множество людей: писатели, художники, издатели, редакторы, печатники, рецензенты, книготорговцы, библиотекари…

18. Детская книжка – это также важная часть культурного экспорта, которая приносит стране доходы и повышает ее престиж за рубежом.

Три важнейших функции книжки-картинки: встреча ребенка с

картинкой- искусством, встреча ребенка с литературой, встреча ребенка с родителями. Третья функция книжки, на мой взгляд, самая важная.

(Макс Лундгрен)

/Источник информации: газета "Библиотека в школе", 2004, № 1/

 

 

РУКОВОДИТЕЛЮ ПО ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ. Каталог ресурсов и материалов

МАТЕРИАЛЫ ОБЛАСТНОГО ФЕСТИВАЛЯ-КОНКУРСА «ХОЧУ БЫТЬ ПЕДАГОГОМ» (Гомельская область)

ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ (автор: Добровольская И. В., заместитель директора по воспитательной работе ГУО «Гимназия № 1 г. Новополоцка»)

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ КУЛЬТУРНО-ПАТРИОТИЧЕСКИЙ КИНОМАРАФОН «СМОТРИ И ПОМНИ», ПОСВЯЩЕННЫЙ 80-ЛЕТИЮ НАЧАЛА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

РАЗВИТИЕ УНИВЕРСИТЕТА В УСЛОВИЯХ ВЫЗОВОВ СОВРЕМЕННОСТИ (автор: Богатырева В. В., ректор учреждения образования «Витебский государственный университет им. П. М. Машерова»)

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ (на примере г. Бобруйска и Бобруйского района) (автор: Лисица Е. С., начальник управления по образованию Бобруйского городского исполнительного комитета)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕДИАЦЕНТР ПО ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ГУО «Средняя школа № 1 г. Полоцка» (авторы: Воюш Р. В., учитель истории и обществоведения, Дементьев В. Р., педагог дополнительного образования; участники: учащиеся 8–11 классов)

ИНТЕРНЕТ-ПРОЕКТ #ИСТОРИЯ#ПАМЯТЬ#БУДУЩЕЕ.by (ГУО «Гродненский областной институт развития образования»)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ОТКРЫВАЕМ РАДУНЬ ВМЕСТЕ» (ГУО «Радунская средняя школа» Вороновского района Гродненской области)

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «КАШТОЎНАЯ СПАДЧЫНА» О ТРАДИЦИЯХ, ОБРЯДАХ И ПОВЕРЬЯХ ХОЙНИКЩИНЫ (ГУО «Гимназия г. Хойники» Гомельской области)

ВИДЕОФИЛЬМ «РИММА ШЕРШНЁВА. СПАСАЯ ОТРЯД ЦЕНОЙ ЖИЗНИ» (авторы сценария: Гимбут В. В., Цырулик В. А., Сергиенко Е. Г., ГУО «Средняя школа № 16 г. Мозыря», военно-исторический клуб «Калинковичско-Мозырский поиск»)

СПРАВОЧНИК РЕГИОНАЛЬНЫХ ЭКСКУРСИОННЫХ МАРШРУТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ОТКРЫВАЯ НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ» (авторы: Кунцевич Н. А., Шоломицкая З. В., педагоги ГУО «Мозырский центр туризма и краеведения детей и молодежи»)

ИНТЕРАКТИВНАЯ ПЛАТФОРМА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ «ПАТРИОТ.BУ» (УО «Республиканский центр экологии и краеведения»)

ЧИТАЙТЕ КНИГИ!

Произведения художественной литературы

раскроют перед вами мир человеческих чувств.

Научившись сопереживать с героями художественных произведений, вы научитесь замечать настроение близких, у вас начнёт пробуждаться способность проявлять чувства, доброту…

Памятка обучающемуся

  1. При чтении не пропускай ни одного слова, которое тебе непонятно.
  2. Если перестал понимать смысл текста, то вернись назад до того места, где начал затрудняться. Причиной непонимания бывают, как правило, иностранные слова, термины. В таком случае обращайтесь к словарям (см. список литературы).
  3. Составление терминологического словаря, работа над основными понятиями также поможет в освоении материала.
  4. Научись самостоятельно приобретать знания, работать с книгой, со средствами получения и обработки информации.
  5. Научись пользоваться словарями, делать выписки, составлять текстовые таблицы, графики, логические схемы.
  6. Особое внимание обрати на развитие интеллектуальных умений и навыков, умение самостоятельно выявлять причины событий, составлять сводные таблицы.
  7. Научись анализировать, сравнивать, обобщать, доказывать на основе нескольких источников.
  8. Научись вычленять главное, проблему, выдвигать гипотезу.
  9. Добейся чтения со скоростью не менее 150 слов в минуту, при этом сразу выделяй главное и таким образом кратко конспектируй.
  10. Изучаемый материал надо воспринимать не мозаично (тогда все главное), а целостно, то есть вести логическую проработку
  11. материала по ходу чтения и при этом составлять логические цепочки (схемы).
  12. Побольше работай с карандашом в руке, делай записи, схемы и т. д. Это способствует лучшему усвоению, запоминанию.

Таким образом, целенаправленное развитие навыков учебного труда позволит тебе за меньшее время действительно глубоко овладеть необходимым объемом учебного материала.

В общем виде формула работы такова:

прочитал

проанализировал

осмыслил

  • Читай внимательно, вдумчиво.
  • При анализе (с карандашом в руках) максимально спрессуй материал, разложи его как бы по полочкам, составь логические цепочки (схему), вычлени самое главное

    Памятка для обучающихся, решающих познавательные задачи

    1. Внимательно прочтите условие задачи и запомните вопросы к ней.
    2. Начните обдумывать данные в тексте условия и определите, что они дают для ответа на вопрос.
    3. Если в условии не хватает, каких – либо данных, вспомните, что вы знаете по теме задачи, и подумайте, что из этих знаний может помочь решению.
    4. Свое решение обязательно докажите. Если из этих условия задачи – следует несколько выводов, каждый из них надо доказать. Проверьте, готовы ли вы ясно и убедительно изложить доказательство.
    5. Проверьте, является ли ваше решение ответом по существу вопроса задачи. Полон ли ваш ответ. Нет ли лишнего, не относящегося к вопросу задачи.
    6. Еще раз проверьте, нет ли в условии задачи данных, противоречащих вашему решению. Все ли данные вы учли.
    7. Проверьте, все ли вы возможные выводы по существу вопросы задачи вы сделали и доказали.
    8. Подумайте, не противоречат ли друг другу данные условия задачи, не помогают ли одни данные понять значение других данных того же условия.

      Основные звенья в работе по освоению содержанию текста.

      1. Мысленно уяснить значение каждого слова, словосочетания и предложения с целью ограничения понятного от малопонятного и непонятного. Использовать для этого вопросы. Что это значит? Как это понимать?
      2. Выявив новое, неизвестное, непонятное или малопонятное, выяснить с помощью словарей и справочников его смысловое значение.
      3. Найти в тексте ключевые слова, словосочетания, предложения или отдельные их части и с их помощью уяснить основную мысль, объединяющую группу предложений в единое целое, т.е. в сложное синтаксическое целое.
      4. Рассматривать сложное синтаксическое целое в двух планах: 
      5. а) в плане выделения темы (О чём говорится? Что доказывается?);
      6. б) в плане конкретного раскрытия темы (Что об этом говорится? Как доказывается?)
      7. На основе анализа сложных синтаксических целых выделить главную мысль (идею) объединяющую их в целостное образование, и установить, таким образом, имеющуюся между ними внутреннюю связь.
      8. Путем постановки вопросов: Почему? С какой целью? Чем объяснить? Чем вызвано? К чему привело? К чему могло бы привести? Что было бы, если ….? Каково значение? Вести мысленный диалог с текстом.

        Памятка к рассказу по содержанию наглядных пособий

        1. Выделите главное, существенное (чему посвящена картина) и составить план изложения.
        2. Последовательно описать действия участников события, уделяя внимание их внешнему виду, орудиям труда, оружию, окружающей обстановке.
        3. Сделать выводы, оценить событие и его участников.
        4. Использовать в рассказе новые слова, относящиеся к изображенному на картине (рисунке).

        Схема обсуждения после просмотра спектакля или фильма.

        1. Краткое содержание спектакля (фильма).
        2. Насколько спектакль (фильм) достаточно полно и правдиво раскрыл историческое событие.
        3. Сумели ли актеры перевоплотиться в исторические персонажи.
        4. Какие мысли и чувства пробудил спектакль (фильм).
        5. Подведение итогов.

        Описание учебной картины (иллюстрации).

        1. Определите основной замысел картины.
        2. Какие основные персонажи и их действия раскрывают (доказывают) этот замысел?
        3. Какие дополнительные средства (цвет, композиция, передний - задний план, второстепенные сюжеты или персонажи и т.д.) использованы в целях раскрытия главной мысли?
        4. Какое общее впечатление произвела на вас данная картина?

        Как дать рецензию на ответ товарища

        1. Оцените, насколько правильно и грамотно ответил Ваш товарищ, какие ошибки он допустил.
        2. Следовал ли он намеченному плану, в чем отошел от него, что пропустил.
        3. Вспомните, выразил ли ученик свое личное мнение и отношение к историческим событиям и их участникам.
        4. Употреблял ли он в рассказе необходимые исторические термины и понятия.
        5. Укажите ошибки и недостатки речи, ненужные повторения, отсутствие эпитетов, живых характеристик людей и событий.

          Правила поиска информации

          ПРАВИЛО № 1 – читатель должен хорошо понимать, ЧТО ему нужно, О ЧЕМ он будет читать. ЯСНО И ЧЕТКО ОПРЕДЕЛИ ПРЕДМЕТ, ТЕМУ ЧТЕНИЯ, СОДЕРЖАНИЕ НЕОБХОДИМОЙ ИНФОРМАЦИИ.

          ПРАВИЛО № 2 – читатель должен хорошо представлять, чего он ждет от книги, как использует полученную информацию.

          ОБДУМАЙ, ЗАЧЕМ БУДЕШЬ ЧИТАТЬ И МЫСЛЕННО СФОРМУЛИРУЙ ЦЕЛЬ ЧТЕНИЯ.

          ПРАВИЛО № 3 – читатель должен спланировать последовательность своих действий и выбрать самый короткий путь к книге.

          ПРОДУМАЙ ХОД ПОИСКА И ОПРЕДЕЛИ ЕГО НАИЛУЧШИЙ ИСТОЧНИК.

          КАК ВЫБРАТЬ КНИГУ

          Перечитать все библиотечные книги не удалось никому. Да и нужно ли читать все без разбора? Удовольствие и пользу ты получишь от тех книг, которые выбрал с толком.

          УЧИСЬ ИХ ИСКАТЬ и ВЫБИРАТЬ!

          Первый шаг к книге надо сделать в уме – мысленно определить ЦЕЛЬ ЕЕ ЧТЕНИЯ. Задай себе вопрос: «Зачем я буду читать?»

          Ты сформулировал для себя ответ? Да. Значит, ты готов ко второму шагу. Теперь тебе предстоит определить, КАКИМ ОБРАЗОМ ОТЫСКАТЬ ее побыстрее.

          Тот, кто думает, что достаточно подойти к стеллажам, и нужная книга сама окажется в руках, ошибается. Сделать верный шаг к нужной книге — это значит: ТОЧНО ОПРЕДЕЛИТЬ ИСТОЧНИК ЕЕ ПОИСКА ИЛИ ВЫБОРА.

          Работа над литературным произведением

          Стихотворение

          • Как называется стихотворение? Кто его автор?
          • Прочти стихотворение. О чем оно?
          • Какие чувства автора выражены в нем?
          • Какими словами автору удалось выразить свои чувства? Какие из них тебе особенно нравятся?
          • Какие картины можно нарисовать к этому стихотворению?
          • Приготовься передать выразительным чтением авторские чувства: выдели логические ударения, расставь логические паузы, определи интонацию чтения. Поупражняйся в выразительном чтении.​​

          Рассказ

          • Как называется рассказ? Кто его автор?
          • Прочти рассказ. Какие действия происходят в нем и когда?
          • Назови действующие лица. Что ты о них узнал? Что случилось с героями? Какие поступки они совершили и как себя вели? Объясни поступки и поведение героев. Кто из действующих лих понравился и чем именно?
          • О чем ты думал, читая рассказ?

          Басни

          • Как называется басня? Кто ее автор?
          • Прочти басню. Какие события в ней описываются?
          • Кто действует в басне?
          • Какими показаны герои в басне? Прочти, как описывает их автор.
          • Что осуждается в басне? Какова ее мораль?
          • Прочти, как автор относится к действующим лицам и событиям, описанным в басне.
          • Что должен понять читатель из этой басни?
          • Подготовься к выразительному чтению басни и чтению по ролям.

          Статья

          • Запомни, как называется статья и кто ее автор.
          • Прочти статью. Какие слова и выражения тебе непонятны? Выясни их значение.
          • О ком или о чем эта статья?
          • О каких явлениях природы или событиях рассказывается в статье?
          • Раздели статью на части. Выдели главное в каждой части. Озаглавь части. Составь план.
          • Какова главная мысль всей статьи? Найди в тексте отрывок или предложение, где автор говорит о самом главном.
          • Что нового ты узнал из прочитанного?

Календарь юбилейных дат в 2023/2024 учебном году

сентябрь

195-летие со дня рождения Льва Толстого

110-летие со дня рождения Сергея Граховского

105-летие со дня рождения Василия Сухомлинского

85-летие со дня рождения Анатолия Гречаникова

 

октябрь

110-летие со дня рождения Эди Огнецвет

 

ноябрь

205-летие со дня рождения Ивана Тургенева

90-летие со дня рождения Вячеслава Адамчика

75-летие со дня рождения Евгении Янищиц

 

декабрь

220-летие со дня рождения Федора Тютчева

110-летие со дня рождения Виктора Драгунского

95-летие со дня рождения Чингиза Айтматова

80-летие со дня рождения Казимира Камейши

 

январь

125 -летие со дня рождения Михаила Лынькова

120-летие со дня рождения Александра Якимовича

100-летие со дня рождения Александра Савицкого

 

февраль

255-летие со дня рождения Ивана Крылова

130-летие со дня рождения Виталия Бианки

110-летие со дня рождения Аркадия Кулешова

 

март

125-летие со дня рождения Юрия Олеши

105-летие со дня рождения Николая Лупсекова

100-летие со дня рождения Юрия Бондарева

95-летие со дня рождения Евдокии Лось

70-летие со дня рождения Николая Метлицкого

 

апрель

215-летие со дня рождения Николая Гоголя

 

май

120-летие со дня рождения Павлюка Труса

100-летие со дня рождения Виктора Астафьева

100-летие со дня рождения Юлии Друниной

 

июнь

225-летие со дня рождения Александра Пушкина

135-летие со дня рождения Анны Ахматовой

100-летие со дня рождения Василия Быкова

 

свернуть

Календарь международных и государственных праздников, памятных дат и праздничных дней в 2023/2024 учебном году

Календарь международных и государственных праздников, памятных дат и праздничных дней в 2023/2024 учебном году

 

1 сентября

День знаний

3 сентября

День белорусской письменности

15 сентября

День библиотек

17 сентября

День народного единства

21 сентября

Международный день мира

1 октября

День пожилых людей

1 октября

День учителя

14 октября

День матери

21 октября

День отца

23 октября

Международный день школьных библиотек

9 ноября

Международный день против фашизма, расизма и антисемитизма

24 января

Международный день образования

14 февраля

Международный день дарения книг

21 февраля

Международный день родного языка

23 февраля

День защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь

3 марта

Всемирный день писателя

15 марта

День Конституции Республики Беларусь

21 марта

Всемирный день поэзии

22 марта

День памяти жертв Хатынской трагедии

27 марта

Международный день театра

2 апреля

Международный день детской книги

2 апреля

День единения народов Беларуси и России

12 апреля

День космонавтики

26 апреля

День чернобыльской трагедии

5 мая

День печати

9 мая

День Победы

12 мая

День Государственного флага, Государственного герба и Государственного гимна Республики Беларусь

15 мая

Международный день семей

18 мая

Всемирный день музеев

22 июня

День всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны и геноцида белорусского народа

 

 

свернуть