РУС БЕЛ ENG

МО учителей-дефектологов

Заседания МО учителей-дефектологов

2023/2024 учебный год

Заседание 1:

«Нормативно-правовое обеспечение коррекционно-педагогического процесса в условиях специальной школы».

Цель: актуализация знаний педагогов о нетрадиционных формах и методах коррекции речевого и психического развития.

 Форма проведения: методический консилиум

Дата проведения: сентябрь 2023 года

 

Информационно-методический блок

  1. Нормативно-правовое и научно-методическое обеспечение образовательного и коррекционно-педагогического процесса.

Инструктивно-методическое письмо «О работе в 2023/2024 учебном году педагогических коллективов учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью».

                                               Зам. Директора по УР  Селецкая Е.М.

  1. Утверждение «Плана работы МО на 2023/2024 учебный год»/Е.С. Тарасюк
  1. Профилактика и коррекция дискалькулии у учащихся с трудностями в обучении в условиях специальной школы-интерната/С.И.Дорош
  1. Использование физкультминуток как средства повышения работоспособности учащихся младшего школьного возраста/Е.А. Бахар

 

Итоговый блок:

  1. Подведение итогов работы, утверждение план работы МО на 2020, выработка рекомендаций./Е.С. Тарасюк

 Литература 

  1. Агранович, Е. З. Логопедическая работа по преодолению нарушения слоговой структуры слов у детей. – Спб.: Детство – Пресс, 2001 – 48 с.     
  2. Бабина, Г. В., Сафонкина, Н. Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие. – М.: Книголюб, 2005 – 126 с.
  3. Большакова С. Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2007. — 56 с.
  4. Бушлякова Р.Г. «Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой», - Детство-Пресс, 2011 – 236 с.
  5. Борецка, И. Библиотерапия : лекции / И. Борецка, пер. с польского И.Ф. Притульчик. – Гродно : ГрГУ, 2007. – 99 с.
  6. Левина, Е.В. Использование компьютерных технологий на индивидуальных логопедических занятиях / Е.В. Левина // Логопед. - 2011. - № 3. - С. 68-73.
  7. Лынская, М.И.Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий: [пособие для учителя-дефектолога] / М.И. Лынская ; под ред. С.Н. Шаховской. - М. : ПАРАДИГМА, 2012. - 128 с.
  8. Молостова, Е.А. Инновации в логопедической практике: [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.13krepish.ucoz.ru.
  9. Инструктивно-методическое письмо «О работе в 2020/2021 учебном году педагогических коллективов учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью».
  10. Осипова, А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие / А.А. Осипова. - М.: Сфера, 2002. - 510 с.
  11. Шубина, Л.М. Развитие связной речи детей с ЗПР на логопедических занятиях с использованием ИКТ / Л.М. Шубина // Логопед. – 2011. - № 4. - С. 80-87.

 

Заседание 2:

«Использование нетрадиционных методов и приёмов в работе с учащимися с особенностями психофизического развития»

 

Цель: повышение педагогической компетентности и педагогического мастерства учителей-дефектологов  по формированию речевых умений  и навыков путем использования  элементов различных  нетрадиционных методик  

Форма проведения: методическая мастерская

Дата проведения: декабрь  2023 года

 

Информационно-методический блок

 

  1. Коррекция дислексии по методу Дейвиса»/А.В Менчицкая

2. Нетрадиционные методы в коррекционной работе с детьми с ОПФР: Су-Джок терапии и камешков «Марблс./Т.А. Тихонович

  1. Использование нейропсихологического подхода как метода по формированию математических знаний, умений, навыков у учащихся с ТО»/Учитель, учитель-дефектолог  Тарасюк Е.С.

 

Практический блок

 

 Мастер-класс «Использование Су-Джок терапии и камешков «Марблс »./Т.П. Прутик

Итоговый блок:

  1. Подведение итогов работы, выработка рекомендаций./Е.С. Тарасюк

 

Литература:

  1. Бардышева, Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007. – 59 с.
  2. Белопольская, Н.Л. Патопсихология [Текст] / Н.Л. Белопольская. – М. : Когито–центр, 2014. – 142 с.
  3. Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с общим недоразвитием речи [Текст] / Л.Н. Блинова. – М. : ЭНАС, 2012. – 136 с.
  4. Большакова, С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения [Текст] / С.Е. Большакова. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 76 с.
  5. Бот, О.С. Формирование точных движений пальцев у детей с общим недоразвитием речи [Текст] / О.С. Бот. – М.: Дефектология,1983. – 99 с.
  6. Власова, Т.А. Актуальные проблемы клинического изучения общего недоразвития речи [Текст] / Т.А. Власова, К.С. Лебединская. – М. : Дефектология, 2013. – 18 с.
  7. Воробьева, Л.В. Развивающие игры для дошкольников. [Текст] / Л.В. Воробьёва – СПб. : «Литера», 2006. – 32 с.
  8. Воспитание детей дошкольного возраста с ОНР [Текст] / Под ред. Н.Н. Поддъякова, Ф.А. Сохина. – М. : Логос, 2012. – 123 с.
  9. Гриншпун, Б.М. О классификации речевых расстройств. Расстройства речи у детей и подростков [Текст] / Б.М. Гриншпун, С.С. Ляпидевский. – М. : Просвещение, 2014. – 186 с.
  10. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников [Текст] / Л. Н. Ефименкова. – М. : Просвещение, 2014. – 112 с.
  11. Жукова, Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей [Текст] / Н.С. Жукова – М. : Академия, 2014. – 320 с.
  12. Крупенчук, О. И. Пальчиковые игры [Текст] / О.И. Крупенчук. – 41 СПб. :«Литера», 2007. – 33 с. 14. Левина, Р.Е. Характеристика ОНР у детей [Текст] / Р.Е. Левина, Н.А. Никашина. – М. : Просвещение, 2009. –159 с.
  13. Марковская, И.Ф. Общее недоразвитие речи: клиническая и нейропсихологическая диагностика [Текст] / И.Ф. Марковская. – М.: Академия, 2012. – 184 с.

 

Заседание 3:

«Динамика развития учащихся с ОПФР»

Цель: актуализация знаний о театральной деятельности, как  форме и методе коррекции речевого развития; обмен опытом и внедрение нетрадиционных форм и методов работы по коррекции речевых нарушений у детей

Форма проведения: мастер-класс

Дата проведения: март  2024 года

 

Информационно-методический блок:

  1. Самоанализ, анализ коррекционно-педагогического занятия./Зам. Директора по УР Е.М.Селецкая
  1. Сравнительная характеристика учащихся с ОПФР. Мониторинг качества образования учащихся./Н.Н.Гостило
  1. Методы работы по формированию межличностных отношений в период подготовительного этапа обучения детей с ОПФР»/Т.П.Прутик
  1. Творческий самоотчет учителя-дефектолога Дорош С.И.

                      

Практический блок:

  1. Составление сравнительной характеристики/Н.Н.Гостило

Итоговый блок:

  1. Подведение итогов работы, выработка рекомендаций./Е.С. Тарасюк

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Афанасьева, О.П. Психолого-педагогическое сопровождение подростков, находящихся в оздоровительном образовательном учреждении [Текст] / О.П. Афанасьева, Н.С. Бар // Образовательная среда современного общества : хрестоматия / НИЦ АРТ. – СПб., 2013. – С. 158–161.
  2. Губин, В.А. Психологические факторы успешности обучения мальчиков-подростков из неполных семей [Текст] / В.А. Губин, О.В. Клопова // European Social Science Jornai : междунар. науч. журнал. – М. : Изд-во МИИ Наука, 2013. – Т. 1, № 11/38. – С. 81–87.
  3. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология [Текст]. – 2-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д : Феникс, 2003. – 544 с
  4. Ульенкова У.В. 6-летние дети с задержкой психического развития. – М., 1990.
  5. Корнилова И. Г. Игра и творчество в психокоррекции / И.Г. Корнилова – М.: Изд – во Экзамен, 2000.
  6. Мазур В.Б. Театр наших детей / В. Б. Мазур - М.: Просвещение, 1993. – 295с.
  7. Сац Н.И. Дети приходят в театр / Н. И. Сац - М.: Просвещение, 1975 258 с.
  8. Феоктистова В. А. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушением зрения / В. А. Феоктистова - С – Петербург.: Изд - во "Образование", 1995.

9.Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности / Э. Г. Чурилова - М.: Изд – во Владос, 2003. – 159с.

10.Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А.    Азбука общения (Основы коммуникации): Программа развития личности ребенка, 52 навыков его общения со взрослыми и сверстниками (для детей от 3 до 6 лет). – СПб.: ЛОИУУ, 1996.

 

Заседание 4:

«Современные  методы и коррекционные технологии в  работе с  учащимися с ОПФР»

Цель: активизация знаний педагогов по использованию современных методов и коррекционных технологий, как условие  обеспечивающее эффективность коррекционно-образовательной работы с детьми с особенностями развития; содействие  развитию творческой деятельности учителей-дефектологов

Форма проведения: методическая мастерская

Дата проведения: май-июнь  2024 года

 

Информационно-методический блок

  1. Общие особенности работы тьютора в специальной школе-интернате и в условиях интегрированного обучения/Зам. директора по УР Е.М.Селецкая
  2. Использование современного метода работы (можжечковой стимуляции, кинезиостимуляции) в работе с учащимися с ТО и ТНР, имеющих особенности поведения, в условиях  специальной школы-интерната/Т.Н.Турович
  1. Технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи у детей с ТНР»/Т.А.Тихонович

Практический блок

Коррекционно-педагогическое занятие  с использованием можжечковой стимуляции /А.В. Менчицкая, Е.С. Тарасюк

Итоговый блок

1.Подведение итогов, выработка рекомендаций./Е.С. Тарасюк

Литература:

  1. Выготский Л. С. История развития высших психических функций. Москва: Юрайт, 2019. 336 с. URL: https://urait.ru/bcode/437760 (дата обращения: 15.01.2021).
  2. Джин Айрес, Джефф Роббинс Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития. 3-е изд.М. :Теревинф, 2015. 21 с.
  3. Овсянникова Т.Ю. Опыт использования аппаратной мозжечковой стимуляции в психологической коррекции эмоционального состояния у детей с РАС / Т.Ю. Овсянникова, А.В.Шорина, С.Р.Мусаитова // Сборник материалов III Всероссийской научно-практической конференции /ред. А.В. Хаустова.Москва, 2018. С.172-174.
  4. Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. М.: Творческий центр «Сфера», 2003. 282 с. 4. Псеунок А.А. Анатомия мозга. Майкоп: Аякс, 2002. 112 с.
  5. Хвост А.М. Мозжечковая стимуляция – работа мозга и физическая активность детей от трех лет с особенностями развития // Сборник материалов региональной студенческой научно-практической конференции / ред. И.В. Молдаванова.Новосибирск, 2019.С.235-238.

Состав методического объединения учителей-дефектологов

п/п

ФИО

педагога

Образование

категория

Курсы повышения квалификации

1.

Бахар Елена

Анатольевна

Высшее,  БГПУ им М. Танка

высшая

21.10.2017

2.

Гостило Наталья Николаевна

Высшее, БГПУ им М. Танка

высшая

02.11.2019

3.

Дорош Светлана Ивановна

Высшее, МГПИ им М. Горького

высшая

02.11.2019

4.

Менчицкая Анна Васильевна

Высшее,

Гр ГУ им Я.Купалы

первая

17.02.2020

5.

Прутик Татьяна Петровна

Высшее, БрГУ им. А.С. Пушкина

первая

13.06.2020

6.

Тарас Елена Войтеховна

Высшее,

Гр ГУ им Я.Купалы

высшая

22.08.2020

7.

Тарасюк Елена Сергеевна

Высшее, БГПУ им М.Танка

высшая

13.06.2020

8.

Тиханович  Татьяна Александровна

Высшее, БГПУ им М.Танка

высшая

21.10.2017

9.

Турович Татьяна Николаевна

Высшее, БГПУ им М.Танка

высшая

13.06.2020

п/п

ФИО учителя-дефектолога

Темы самообразования

Период работы над темой

1.

Дорош Светлана Ивановна

Развитие связной речи у школьников с нарушениями речи через составление опорных схем и мнемотаблиц

2023/2024 уч. год

Фотогалерея