Анализ работы методического объединения учителей начальных классов государственного учреждения образования
«Новогрудская специальная общеобразовательная школа - интернат для детей с тяжёлыми нарушениями речи, нарушениями психического развития (трудностями в обучении)»
в 2021- 2022 учебном году
В 2021- 2022 учебном году методическое объединение начальных классов работало над темой «Совершенствование профессиональной компетентности учителей на 1 ступени общего среднего образования по вопросам организации учебно-познавательной деятельности». Целью методического объединения учителей начальных классов являлось создание необходимых организационно-педагогических условий и обеспечение личностно-профессионального развития педагога, совершенствование его профессиональных компетенций, педагогического мастерства и творчества для успешной реализации задач, стоящих перед современной школой.
Руководствуясь нормативными документами, программами и стандартами образования, учитывая специфику учебного заведения, объективный уровень состояния учебного процесса, уровень обученности, воспитанности и развития учащихся, квалификацию педагогического коллектива и круг актуальных нерешённых проблем, методическое объединение поставило и внедряет следующие задачи:
актуализация и углубление знаний учителей по вопросам организации, управления и стимулирования самостоятельной и коллективной учебно-познавательной деятельности учащихся начальных классов;
взаимообучение педагогов по вопросам активизации и управления учебно-познавательной деятельностью учащихся в процессе совместного проектирования и анализа посещенных уроков;
включение учителей в деятельность по освоению эффективных способов организации, активизации, управления и контроля учебно-познавательной деятельности учащихся по учебным предметам на учебных занятиях и при выполнении домашней работы;
методическое сопровождение роста профессиональной компетентности учителей и их успешной аттестации.
Для решения поставленных задач созданы следующие условия:
составлен и утвержден план методической работы учителей начальных классов в соответствии с темой и целями работы учреждения образования;
составлены и утверждены календарно-тематические планы по учебным предметам;
составлены индивидуальные планы работы учителей начальных классов над темами самообразования.
Сложился сильный кадровый состав, в который входит 11 учителей начальных классов: 6 педагогов начальных классов имеют высшую квалификационную категорию, 2 учителя (Прутик Т. П., Менчицкая А. В.) – 1 категорию, и 2 учителя- без категории, 2 молодых специалиста (Кветко А. Ю., Свороб П.И.).
|
Учителя начальных классов
|
Класс
|
Категория
|
Образование
|
1
|
Бахар Е. А.
|
5 «А»
|
высшая
|
высшее дефектологическое
|
2
|
Гостило Н. Н.
|
3 “А”
|
высшая
|
высшее дефектологическое
|
3
|
Кветко А. Ю.
|
5 “Б”
|
б/к
|
среднее
специальное
|
4
|
Прутик Т. П.
|
4 “Б”
|
первая
|
высшее дефектологическое
|
5
|
Свороб Д. Д.
|
2 «А»
|
б/к
|
среднее специальное
|
6
|
Свороб П. И.
|
3 “Б”
|
б/к
|
среднее специальное
|
7
|
Менчицкая А. В.
|
4“В»
|
первая
|
Высшее дефектологическое
|
8
|
Тарас Е. В.
|
3«Б»
|
высшая
|
высшее дефектологическое
|
9
|
Тарасюк Е. С.
|
1 “В”
|
высшая
|
высшее дефектологическое
|
10
|
Тиханович Т .А.
|
1 «Б»
|
высшая
|
высшее дефектологическое
|
11
|
Турович Т. Н.
|
1 “А»
|
высшая
|
высшее дефектологическое
|
Из таблицы видно, что 8 педагогов (73 %) имеют высшее дефектологическое образование, 3 педагога (27 %)- среднее специальное, 6 педагогов (54%) имеют высшую категорию, 2 педагога (18%)- первую, 3 педагога (27% – без категории). В период с сентября 2021г. по май 2022 года было проведено 4 заседания методического объединения начальных классов и 2 открытых учебных занятия. Работа методических объединений включала научно-методический, учебно-методический и практический блоки, где педагоги заслушивали сообщения, делились опытом, обсуждали интересующие, волнующие вопросы, посещали учебные занятия. Первое заседание было посвящено нормативно- методическому обеспечению учебного процесса в 2021- 2022 учебном году. На втором заседании рассматривались вопросы по теме «Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся начальных классов по овладению предметными и метапредметными компетенциями», которое было проведено в виде круглого стола. Третье методическое объединение было посвящено контрольно-оценочной деятельности учителя как средство стимулирования учебной деятельности учащихся (общие подходы, с учетом предметной специфики). Рассматривались наиболее эффективные пути формирования у учащихся начальных классов умения самостоятельно и адекватно оценивать результаты своей деятельности (общие подходы, с учетом предметной специфики), безотметочное обучение, особенности организации, управления и контроля учебно-познавательной деятельности учащихся с использованием современных средств коммуникации, дистанционного обучения и образовательных Интернет-ресурсов. Разработана система заданий, направленных на формирование математической речи и представлена на областном конкурсе «Современные педтехнологии в специальном образовании», которая заняла почётное 3 место в конкурсе. Учитель начальных классов Прутик Т. П. провела открытое учебное занятие по предмету «Математика» в 4 «А» классе по теме «Письменное сложение и вычитание в пределах 100». Четвёртое методическое объединение было посвящено теме «Опыт. Проблемы. Перспективы». Результаты деятельности по совершенствованию образовательного процесса на I ступени общего среднего образования в 2021/2022 учебном году». Были подведены итоги участия каждого учителя в методической работе в 2021/2022 учебном году, определены перспективы дальнейшей работы по самообразованию, заслушаны 2 творческих отчёта по самообразованию. Основными формами работы МО начальных классов в 2021/ 2022 учебном году были методический диалог, круглый стол, панорама методических идей. Учителя принимали активное участие в теоретической и практической части каждого заседания. Наиболее активными были Менчицкая А. В, Гостило Н. Н., Бахар Е. А., Прутик Т. П., Тарасюк Е. Е., Турович Т. Н., Свороб П. И., Свороб Д.Д. На каждом заседании методического объединения происходил анализ выполнения решений предыдущих заседаний, анализировалась их эффективность. Основные темы заседаний были направлены на обсуждение актуальных вопросов воспитания и обучения младших школьников. Методические объединения заканчивались конкретными рекомендациями и решениями. В процессе работы учитывались методические рекомендации Министерства образования Республики Беларусь по организации методической работы – педагоги рассматривали вопросы реализации современных дидактических подходов, обеспечивающих формирование ключевых компетенций и повышения качества обучения учащихся на I ступени общего среднего образования у учащихся с тяжёлыми нарушениями речи. Все педагоги готовили на заседания методического объединения выступления, мастер- классы, многие из которых сопровождались презентациями. Творческому росту педагогов способствовало разнообразие форм работы учителей начальных классов:
- изучение методических новинок психолого-педагогической литературы;
-проведение открытых учебных занятий по проблемам, поставленным на МО, взаимопосещение учебных занятий;
-участие в декаде педагогического мастерства, методических объединениях внутри учреждения образования, в работе ресурсного центра, инновационном проекте, конкурсах;
-ориентирование педагогов на самоконтроль и анализ педагогической деятельности, оценка результатов учебного процесса;
-проведение методических предметных недель;
-обмен опытом по методическим темам;
-курсовая подготовка.
Участие предметных неделях
С целью поиска путей повышения качества образовательного процесса через освоение и внедрение в практику работы современных образовательных технологий в учреждении с 07.02.2022г по 11.02. 2022 г была проведена неделя начальных классов. Участие в организации и и проведении предметной недели приняли учителя Тарасюк Е. С., Тиханович Т. А., Тарас Е. В., Гостило Н. Н., Прутик Т. П., Менчицкая А. В.
Проведено 7 внеклассных мероприятий по различным тематикам. Взаимопосещение занятий является немаловажным аспектом методической работы и стимуляции педагогов на использование современных эффективных форм и методов в практике своей работы. Каждый день недели отличался разнообразными учебными занятиями, мероприятиями, создавая условия для поиска новых путей совершенствования образовательного процесса в свете современных требований к организации образовательного процесса. Проведенные открытые внеклассные мероприятия были интересны и познавательны, ориентированы на максимальное раскрытие творческих и интеллектуальных способностей и возможностей каждого учащегося, насыщены богатым материалом, которые были эстетически и грамотно оформлены. По результатам проведения недели начальных классов можно сделать следующие выводы:
учителя применяют на уроках элементы современных педагогических технологий и методик преподавания: проблемного обучения, АМО, интерактивные, групповые методы работы, разнообразные творческие методики;
все учителя в своей работе используют современные технические средства, ИКТ;
учащиеся на занятиях показали хороший уровень самоорганизации, высокий уровень выполнения поставленных задач;
Проведенные внеклассные мероприятия свидетельствуют не только о высоком уровне деятельности, но и о проводимой в системе внеурочной и внеклассной воспитательной работе с учащимися.
В качестве недочетов и перспектив можно определить следующее:
обратить внимание на преобладание фронтальной работы на уроках, следует разнообразить применение групповых и индивидуальных форм обучения, дифференциации обучения;
учителям начальных классов следует увеличить число взаимопосещений учебных занятий;
активнее использовать на уроках методы частично-поисковой, исследовательской деятельности, иных современных методик преподавания.
Самообразование
Члены методического объединения учителей начальных классов в начале учебного года определили темы для работы по самообразованию, спланировали примерный практический выход. Деятельность участников МО по изучению, формированию, обобщению и распространению передового педагогического опыта по проблемам обновления форм методов и технологий обучения и воспитания свидетельствует о наличии эффективной системы повышения профессионального мастерства педагогических кадров. Для обобщения опыта учителей начальных классов предусмотрен раздел «Тема по самообразованию», который позволял учителю самосовершенствоваться и обобщать свой опыт.
Планируемые итоги самообразования учителей начальных классов в 20202021 учебном году:
- Система упражнений по предупреждению дислексии на учебных занятиях по «Обучению грамоте» у учащихся 1 класса с ТНР (Гостило Н.Н.)
- Формирование устной речи у младших школьников на уроках русского языка посредством использования речевых разминок (Бахар Е. А.).
Педагогами Бахар Е. А., Гостило Н. Н. оформлены папки по самообразованию, в которой собран теоретический и практический материал по теме. Педагогическая копилка пополнилась материалами в электронном варианте.
Вывод: анализируя эффективность работы методического объединения учителей начальных классов, можно отметить, что в результате работы МО произошли изменения в качестве работы по сравнению с прошлым учебным годом, многие вопросы помогали в решении профессиональных проблем, способствовали совместному творческому поиску педагогов, другие – побудили к более активной самореализации в профессиональной деятельности.
В целом, работу педагогов методического объединения учителей начальных классов в 2021/2022 учебном году можно считать удовлетворительной и порекомендовать:
- повышать мотивацию к изучению предметов путём проведения нестандартных уроков, применения методов проблемного изложения;
- разнообразить формы проведения уроков и внеклассных мероприятий, используя современные инновационные педагогические и информационные технологии;
- вовлекать как можно больше учащихся для участия в мероприятиях предметной недели, декадах педагогического мастерства;
- повышать уровень организации факультативных занятий с привлечением учащихся, мотивированных на обучение активизировать работу педагогов МО по созданию печатных работ и их публикации в средствах массовой информации с целью повышения их профессиональной компетенции.
- продолжить работу по оснащению учебных кабинетов разноуровневыми методическими и дидактическими средствами, обеспечивающими интеллектуальное и творческое развитие каждого учащегося, при этом сохраняя и укрепляя их здоровье.
Руководитель МО Т. А. Тиханович