Анализ работы методического объединения учителей-дефектологов государственного учреждения образования
«Новогрудская специальная общеобразовательная школа-интернат для детей с тяжёлыми нарушениями речи, нарушениями психического развития, трудностями в обучении»
в 2021/2022 учебном году
В 2021/2022 учебном году методическое объединение учителей-дефектологов работало над темой «Реализация современных приёмов и методов коррекционно-педагогической работы, обеспечивающих повышение качества обучения учащихся с тяжелыми нарушениями речи, трудностями в обучении»
Целью методического объединения являлось повышение теоретического и практического уровня педагогической квалификации учителей на основе оптимизации путей взаимодействия участников образовательного процесса, способствующих повышению качества образования.
Руководствуясь нормативными документами, программами и стандартами образования, учитывая специфику учебного заведения, объективный уровень состояния учебного процесса, уровень обученности, воспитанности и развития учащихся, квалификацию педагогического коллектива и круг актуальных нерешённых проблем, методическое объединение ставило перед собой следующие задачи:
- Обеспечить освоение и использование наиболее эффективных приемов, методов коррекционно-педагогического воздействия на основе нейропсихологического подхода; внедрение его основных принципов в коррекционно-педагогический процесс;
- Создать максимально благоприятные условия для интеллектуального и морально-физического развития учащихся с тяжёлыми нарушениями речи, трудностями в обучении, здоровьесберегающую среду образовательного процесса, направленного на сохранение и укрепление здоровья учащихся;
- Стимулировать профессиональный рост педагогов через творческие отчёты по самообразованию, презентацию педагогического опыта, публикации открытых уроков, внеклассных мероприятий в научно-методических журналах.
Согласно выше обозначенной темы методического объединения, был составлен план работы МО и проведено четыре методических заседаний по темам:
- «Обеспечение качества коррекционно-педагогической работы с учащимися с ТНР, ТО»
- «Нейропсихология в диагностической и коррекционной работе учителя-дефектолога».
3.«Актуальные вопросы деятельности учителя-дефектолога».
- «Современные методы и формы коррекционно-педагогической работы»
Основными формами работы МО учителей-дефектологов в 2021/ 2022 учебном году были методический ринг, методический диалог, деловая игра, панорама методических идей. Отмечается активное участие педагогов в теоретической и практической части каждого заседания. Наиболее активными были Менчицкая А.В., Гостило Н. Н., Бахар Е. А.. На каждом заседании методического объединения происходил анализ выполнения решений предыдущих заседаний, анализировалась их эффективность. Основные темы заседаний были направлены на обсуждение актуальных вопросов коррекционной педагогики и поиску наиболее эффективных форм, методов и приёмов. Каждое методическое объединение заканчивалось конкретными рекомендациями и решениями. В процессе работы учитывались методические рекомендации Министерства образования Республики Беларусь по организации методической работы – педагоги рассматривали вопросы реализации современных дидактических подходов, обеспечивающих формирование ключевых компетенций и повышения качества обучения учащихся на I ступени общего среднего образования у учащихся с тяжёлыми нарушениями речи, трудностями в обучении. Все педагоги готовили на заседания методического объединения выступления, мастер- классы, многие из которых сопровождались презентациями. Творческому росту педагогов способствовало разнообразие форм работы учителей начальных классов:
- изучение методических новинок коррекционно-педагогической, психолого-педагогической литературы;
-проведение открытых учебных занятий по проблемам, поставленным на МО, взаимопосещение коррекционных занятий;
- участие в декаде педагогического мастерства, методических объединениях внутри учреждения образования, в работе ресурсного центра, инновационном проекте, конкурсах;
-ориентирование педагогов на самоконтроль и анализ педагогической деятельности, оценка результатов учебного процесса;
-обмен опытом по методическим темам;
-курсовая подготовка.
На начало 2021/2022 учебного года в учреждении сложился сильный кадровый состав, в который входило 10 учителей-дефектологов:
№
п/п
|
ФИО
педагога
|
Образование
|
категория
|
Курсы повышения квалификации
|
1.
|
Бахар Елена
Анатольевна
|
Высшее, БГПУ им М. Танка
|
высшая
|
21.10.2017
|
2.
|
Гостило Наталья Николаевна
|
Высшее, БГПУ им М. Танка
|
высшая
|
02.11.2019
|
3.
|
Дорош Светлана Ивановна
|
Высшее, МГПИ им М. Горького
|
высшая
|
02.11.2019
|
4.
|
Марахина Дарья Александровна
|
Высшее, БГПУ им М. Танка
|
без категории
|
|
5.
|
Менчицкая Анна Васильевна
|
Высшее,
Гр ГУ им Я.Купалы
|
первая
|
17.02.2020
|
6.
|
Прутик Татьяна Петровна
|
Высшее, БрГУ им. А.С. Пушкина
|
первая
|
13.06.2020
|
7.
|
Тарас Елена
Войтеховна
|
Высшее,
Гр ГУ им Я.Купалы
|
высшая
|
22.08.2020
|
8.
|
Тарасюк Елена Сергеевна
|
Высшее, БГПУ им М.Танка
|
высшая
|
13.06.2020
|
9.
|
Тиханович Татьяна Александровна
|
Высшее, БГПУ им М.Танка
|
высшая
|
21.10.2017
|
10.
|
Турович Татьяна Николаевна
|
Высшее, БГПУ им М.Танка
|
высшая
|
13.06.2020
|
Категория
|
Количество
|
% к общему количеству
|
Высшая
|
7
|
70%
|
Первая
|
2
|
20%
|
Без категории
|
1
|
10 %
|
Анализ данных, приведенных в таблицах, позволяет сделать вывод о том, что на I ступени общего среднего образования в основном работают опытные квалифицированные специалисты, имеющие высшее дефектологическое образование. В учреждении налажена система оказания методической помощи молодым специалистам. Данная работа осуществлялась через проведение индивидуальных консультаций с молодым специалистом Марахиной Д.А.
Участие в инновационном проекте
Учителя-дефектологи Гостило Н. Н., Турович Т.Н., Тарасюк Е.С. принимали участие в реализации инновационной деятельности по теме «Внедрение модели системной, индивидуально ориентированной коррекционно-педагогической работы с учащимися с особенностями психофизического развития при трудностях овладения ими процессом чтения»
Участие в неделе педагогического мастерства, предметных неделях
Взаимопосещение занятий является немаловажным аспектом методической работы и стимуляции педагогов на использование современных эффективных форм и методов в практике своей работы. Данный метод работы способствовал повышению уровня профессиональных умений, поддержке педагогов и развитию кадрового состава. На протяжении учебного года педагогами было осуществлено 8 взаимопосещений.
С целью повышения уровня профессиональной компетентности педагогов, стимулирования к поиску новых путей совершенствования использования коррекционно-педагогических приёмов, методов и форм работы в образовательном процессе в свете современных требований к реализации индивидуально-дифференцированного подхода, содействию осмысления педагогических возможностей реализации коррекционных технологий в процессе подачи нового материала, повторении и закреплении имеющихся знаний, создания условий для профессионального общения деловых и творческих контактов с коллегами стала неделя учителей начальных классов. На занятиях демонстрировались не только образовательные технологии, но и предлагалась практика реализации индивидуально-дифференцированного подхода при подаче обучающего материала.
Самообразование
Деятельность участников МО по изучению, формированию, обобщению и распространению передового педагогического опыта по проблемам обновления форм методов и технологий обучения и воспитания свидетельствует о наличии эффективной системы повышения профессионального мастерства педагогических кадров. Для обобщения опыта учителей–дефектологов предусмотрен раздел «Тема по самообразованию», который позволял педагогу самосовершенствоваться и обобщать свой опыт. Реализация одной из задач, которая стояла перед участниками МО учителей-дефектологов обеспечила необходимость осуществлять работу по самосовершенствованию педагогического мастерства.
Члены методического объединения учителей начальных классов в начале учебного года определили темы для работы по самообразованию, спланировали примерный практический выход.
Педагогами оформлены папки по самообразованию, в которых собран теоретический и практический материал по темам. Педагогическая копилка пополнилась материалами в электронном варианте. Таким образом, педагогами ведётся систематическая и качественная работа по совершенствованию педагогического мастерства.
Публикации в газетах, сборниках, журналах
Педагогами учреждения подготовлен ряд статей в журнал «Адукацыя i выхаванне», которые раскрывают опыт работы учителей-дефектологов по использованию современных коррекционных педагогических технологий в условиях специальной школы, в том числе и авторских электронных пособий для различных ступеней образования (Учителя Тиханович Т. А., Бахар Е. А, Турович Т.Н., Тарасюк Е.С. и др.)
На каждом заседании методического объединения проводился анализ выполнения решений предыдущих заседаний, анализировалась их эффективность. В процессе работы учитывались методические рекомендации Министерства образования Республики Беларусь по организации методической работы – педагоги рассматривали реализацию современных дидактических подходов, обеспечивающих формирование ключевых компетенций и повышения качества обучения учащихся на I ступени общего среднего образования (заседание в марте). Все педагоги готовили на заседания методического объединения выступления, доклады, многие из которых сопровождались презентациями, проводили мастер-классы.
Участие в конкурсах
В течение учебного года проводилась работа по совершенствованию педагогического мастерства. Учителя-дефектологи Бахар Е.А., Менчицкая А.В. приняли участие в районном и областном этапе конкурсе «Современные технологии в специальном образовании» с работой «Сайт «Грамматика в математике», как средство развития грамматического строя речи у учащихся с ТНР, заняв 3 место на областном этапе конкурса.
Работа в 1 классах
В адаптационный период в 1 классах проводилась диагностика познавательной деятельности и развития речи учащихся, с целью оказания коррекционно-педагогической помощи по исправлению, имеющихся нарушений. В сентябре были проведены исследования по выявлению актуального уровня развития каждого учащегося. Учителя-дефектологи успешно решали не только коррекционно-педагогические задачи на занятиях, но и должное внимание уделяли решению специфических задач:
-вживание в позицию школьника;
-введения понятия самооценки, саморегуляции;
-организация доброжелательной, конструктивной обратной связи.
Посещение коррекционно-педагогических занятий в 1 классах показало, что педагоги Турович Т.Н., Тихонович Т.А., Тарасюк Е.С. создают доброжелательную атмосферу взаимодействия с учащимися во время осуществления коррекционно-педагогических занятий, учитывают индивидуальные особенности каждого учащегося, каждому ученику предоставляется возможность работать в присущем ему темпе. Все это способствует снятию тревожности и беспроблемному вливанию в учебный процесс.
Анализируя деятельность работы методического объединения учителей-дефектологов и его эффективность, можно отметить, что отмечается положительная динамика в использовании новых коррекционных технологий, что обеспечивает повышение качества оказания коррекционных услуг по сравнению с прошлым учебным годом. Реализация теоретического и практического блока вопросов помогали в решении профессиональных проблем, способствовали совместному творческому поиску педагогов, побудили к более активной самореализации в профессиональной деятельности.
Исходя из результатов диагностики и анкетирования педагогов, были намечены: тема, основные направления методического объединения учителей начальных классов на 2022-2023 учебный год.
В целом, работу педагогов методического объединения учителей-дефектологов в 2021/2022 учебном году можно считать удовлетворительной и определить следующие направления:
- продолжить работу по повышению уровня профессионального мастерства педагогов МО через самообразование и прохождение курсовой подготовки;
- продолжить работу по повышению мотивации к изучению новых коррекционных технологий, методов, приёмов и форм работы при проведении коррекционных мероприятий; разнообразить формы проведения коррекционных занятий, используя современные инновационные педагогические и информационные технологии;
- активизировать работу педагогов МО по созданию печатных работ и их публикации в средствах массовой информации с целью повышения их профессиональной компетенции.
Руководитель МО Е.С. Тарасюк