Заседания МО учителей-дефектологов
2023/2024 учебный год
Заседание 1:
«Нормативно-правовое обеспечение коррекционно-педагогического процесса в условиях специальной школы».
Цель: актуализация знаний педагогов о нетрадиционных формах и методах коррекции речевого и психического развития.
Форма проведения: методический консилиум
Дата проведения: сентябрь 2023 года
Информационно-методический блок
- Нормативно-правовое и научно-методическое обеспечение образовательного и коррекционно-педагогического процесса.
Инструктивно-методическое письмо «О работе в 2023/2024 учебном году педагогических коллективов учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью».
Зам. Директора по УР Селецкая Е.М.
- Утверждение «Плана работы МО на 2023/2024 учебный год»/Е.С. Тарасюк
- Профилактика и коррекция дискалькулии у учащихся с трудностями в обучении в условиях специальной школы-интерната/С.И.Дорош
- Использование физкультминуток как средства повышения работоспособности учащихся младшего школьного возраста/Е.А. Бахар
Итоговый блок:
- Подведение итогов работы, утверждение план работы МО на 2020, выработка рекомендаций./Е.С. Тарасюк
Литература
- Агранович, Е. З. Логопедическая работа по преодолению нарушения слоговой структуры слов у детей. – Спб.: Детство – Пресс, 2001 – 48 с.
- Бабина, Г. В., Сафонкина, Н. Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие. – М.: Книголюб, 2005 – 126 с.
- Большакова С. Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2007. — 56 с.
- Бушлякова Р.Г. «Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой», - Детство-Пресс, 2011 – 236 с.
- Борецка, И. Библиотерапия : лекции / И. Борецка, пер. с польского И.Ф. Притульчик. – Гродно : ГрГУ, 2007. – 99 с.
- Левина, Е.В. Использование компьютерных технологий на индивидуальных логопедических занятиях / Е.В. Левина // Логопед. - 2011. - № 3. - С. 68-73.
- Лынская, М.И.Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий: [пособие для учителя-дефектолога] / М.И. Лынская ; под ред. С.Н. Шаховской. - М. : ПАРАДИГМА, 2012. - 128 с.
- Молостова, Е.А. Инновации в логопедической практике: [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.13krepish.ucoz.ru.
- Инструктивно-методическое письмо «О работе в 2020/2021 учебном году педагогических коллективов учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью».
- Осипова, А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие / А.А. Осипова. - М.: Сфера, 2002. - 510 с.
- Шубина, Л.М. Развитие связной речи детей с ЗПР на логопедических занятиях с использованием ИКТ / Л.М. Шубина // Логопед. – 2011. - № 4. - С. 80-87.
Заседание 2:
«Использование нетрадиционных методов и приёмов в работе с учащимися с особенностями психофизического развития»
Цель: повышение педагогической компетентности и педагогического мастерства учителей-дефектологов по формированию речевых умений и навыков путем использования элементов различных нетрадиционных методик
Форма проведения: методическая мастерская
Дата проведения: декабрь 2023 года
Информационно-методический блок
- Коррекция дислексии по методу Дейвиса»/А.В Менчицкая
2. Нетрадиционные методы в коррекционной работе с детьми с ОПФР: Су-Джок терапии и камешков «Марблс./Т.А. Тихонович
- Использование нейропсихологического подхода как метода по формированию математических знаний, умений, навыков у учащихся с ТО»/Учитель, учитель-дефектолог Тарасюк Е.С.
Практический блок
Мастер-класс «Использование Су-Джок терапии и камешков «Марблс »./Т.П. Прутик
Итоговый блок:
- Подведение итогов работы, выработка рекомендаций./Е.С. Тарасюк
Литература:
- Бардышева, Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007. – 59 с.
- Белопольская, Н.Л. Патопсихология [Текст] / Н.Л. Белопольская. – М. : Когито–центр, 2014. – 142 с.
- Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с общим недоразвитием речи [Текст] / Л.Н. Блинова. – М. : ЭНАС, 2012. – 136 с.
- Большакова, С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения [Текст] / С.Е. Большакова. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 76 с.
- Бот, О.С. Формирование точных движений пальцев у детей с общим недоразвитием речи [Текст] / О.С. Бот. – М.: Дефектология,1983. – 99 с.
- Власова, Т.А. Актуальные проблемы клинического изучения общего недоразвития речи [Текст] / Т.А. Власова, К.С. Лебединская. – М. : Дефектология, 2013. – 18 с.
- Воробьева, Л.В. Развивающие игры для дошкольников. [Текст] / Л.В. Воробьёва – СПб. : «Литера», 2006. – 32 с.
- Воспитание детей дошкольного возраста с ОНР [Текст] / Под ред. Н.Н. Поддъякова, Ф.А. Сохина. – М. : Логос, 2012. – 123 с.
- Гриншпун, Б.М. О классификации речевых расстройств. Расстройства речи у детей и подростков [Текст] / Б.М. Гриншпун, С.С. Ляпидевский. – М. : Просвещение, 2014. – 186 с.
- Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников [Текст] / Л. Н. Ефименкова. – М. : Просвещение, 2014. – 112 с.
- Жукова, Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей [Текст] / Н.С. Жукова – М. : Академия, 2014. – 320 с.
- Крупенчук, О. И. Пальчиковые игры [Текст] / О.И. Крупенчук. – 41 СПб. :«Литера», 2007. – 33 с. 14. Левина, Р.Е. Характеристика ОНР у детей [Текст] / Р.Е. Левина, Н.А. Никашина. – М. : Просвещение, 2009. –159 с.
- Марковская, И.Ф. Общее недоразвитие речи: клиническая и нейропсихологическая диагностика [Текст] / И.Ф. Марковская. – М.: Академия, 2012. – 184 с.
Заседание 3:
«Динамика развития учащихся с ОПФР»
Цель: актуализация знаний о театральной деятельности, как форме и методе коррекции речевого развития; обмен опытом и внедрение нетрадиционных форм и методов работы по коррекции речевых нарушений у детей
Форма проведения: мастер-класс
Дата проведения: март 2024 года
Информационно-методический блок:
- Самоанализ, анализ коррекционно-педагогического занятия./Зам. Директора по УР Е.М.Селецкая
- Сравнительная характеристика учащихся с ОПФР. Мониторинг качества образования учащихся./Н.Н.Гостило
- Методы работы по формированию межличностных отношений в период подготовительного этапа обучения детей с ОПФР»/Т.П.Прутик
- Творческий самоотчет учителя-дефектолога Дорош С.И.
Практический блок:
- Составление сравнительной характеристики/Н.Н.Гостило
Итоговый блок:
- Подведение итогов работы, выработка рекомендаций./Е.С. Тарасюк
ЛИТЕРАТУРА
- Афанасьева, О.П. Психолого-педагогическое сопровождение подростков, находящихся в оздоровительном образовательном учреждении [Текст] / О.П. Афанасьева, Н.С. Бар // Образовательная среда современного общества : хрестоматия / НИЦ АРТ. – СПб., 2013. – С. 158–161.
- Губин, В.А. Психологические факторы успешности обучения мальчиков-подростков из неполных семей [Текст] / В.А. Губин, О.В. Клопова // European Social Science Jornai : междунар. науч. журнал. – М. : Изд-во МИИ Наука, 2013. – Т. 1, № 11/38. – С. 81–87.
- Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология [Текст]. – 2-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д : Феникс, 2003. – 544 с
- Ульенкова У.В. 6-летние дети с задержкой психического развития. – М., 1990.
- Корнилова И. Г. Игра и творчество в психокоррекции / И.Г. Корнилова – М.: Изд – во Экзамен, 2000.
- Мазур В.Б. Театр наших детей / В. Б. Мазур - М.: Просвещение, 1993. – 295с.
- Сац Н.И. Дети приходят в театр / Н. И. Сац - М.: Просвещение, 1975 258 с.
- Феоктистова В. А. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушением зрения / В. А. Феоктистова - С – Петербург.: Изд - во "Образование", 1995.
9.Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности / Э. Г. Чурилова - М.: Изд – во Владос, 2003. – 159с.
10.Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения (Основы коммуникации): Программа развития личности ребенка, 52 навыков его общения со взрослыми и сверстниками (для детей от 3 до 6 лет). – СПб.: ЛОИУУ, 1996.
Заседание 4:
«Современные методы и коррекционные технологии в работе с учащимися с ОПФР»
Цель: активизация знаний педагогов по использованию современных методов и коррекционных технологий, как условие обеспечивающее эффективность коррекционно-образовательной работы с детьми с особенностями развития; содействие развитию творческой деятельности учителей-дефектологов
Форма проведения: методическая мастерская
Дата проведения: май-июнь 2024 года
Информационно-методический блок
- Общие особенности работы тьютора в специальной школе-интернате и в условиях интегрированного обучения/Зам. директора по УР Е.М.Селецкая
- Использование современного метода работы (можжечковой стимуляции, кинезиостимуляции) в работе с учащимися с ТО и ТНР, имеющих особенности поведения, в условиях специальной школы-интерната/Т.Н.Турович
- Технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи у детей с ТНР»/Т.А.Тихонович
Практический блок
Коррекционно-педагогическое занятие с использованием можжечковой стимуляции /А.В. Менчицкая, Е.С. Тарасюк
Итоговый блок
1.Подведение итогов, выработка рекомендаций./Е.С. Тарасюк
Литература:
- Выготский Л. С. История развития высших психических функций. Москва: Юрайт, 2019. 336 с. URL: https://urait.ru/bcode/437760 (дата обращения: 15.01.2021).
- Джин Айрес, Джефф Роббинс Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития. 3-е изд.М. :Теревинф, 2015. 21 с.
- Овсянникова Т.Ю. Опыт использования аппаратной мозжечковой стимуляции в психологической коррекции эмоционального состояния у детей с РАС / Т.Ю. Овсянникова, А.В.Шорина, С.Р.Мусаитова // Сборник материалов III Всероссийской научно-практической конференции /ред. А.В. Хаустова.Москва, 2018. С.172-174.
- Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. М.: Творческий центр «Сфера», 2003. 282 с. 4. Псеунок А.А. Анатомия мозга. Майкоп: Аякс, 2002. 112 с.
- Хвост А.М. Мозжечковая стимуляция – работа мозга и физическая активность детей от трех лет с особенностями развития // Сборник материалов региональной студенческой научно-практической конференции / ред. И.В. Молдаванова.Новосибирск, 2019.С.235-238.