Анализ методической секции воспитателей
«Педагогическая мастерская»
государственного учреждения образования
«Специальная школа-интернат г.Новогрудка имени Л.Ф.Пашинского»
за 2023/2024 учебный год
С целью создания условий для повышения уровня профессиональной компетентности педагогов путем обмена опытом, совместного поиска и внедрения эффективных форм и методов организации воспитательной работы, обеспечения качественного образовательного процесса, формирования гражданственности и патриотизма, социальной адаптации и интеграции детей в обществе действует методическое объединение «Педагогическая мастерская», в состав которого входят 15 человек.
В работе методической секции «Педагогическая мастерская» приняли участие:
1.Петушкова И.В.
2.Антанович М.Б.
3.Антонова Е.М.
4.Бусько Н.А.
5.Казак Е.С.
6.Кузнецова С.С.
7.Келько Т. А.
8.Марцуль О.Л.
9.Мурзич Т.А.
10.Лычиц Т.М.
11.Щемер Т.П.
12.Смурага Е.А.
13.Драчиловская Н.П.
14.Трофимчик Д.В.
15.Юрчик И.М.
Для достижения вышеуказанной цели работа МО была направлена на решение следующих задач:
- Совершенствовать навыки анализа педагогической деятельности с целью дальнейшего прогнозирования, планирования успешной организации воспитательной работы:
- Воспитывать ценностное отношение к историко-культурному наследию и достижениям белорусского народа, формировать у обучающихся гражданственность, патриотизм, уважительное отношение к созидательному труду;
- Создавать безопасные и здоровьесберегающие условия при организации образовательного процесса;
- Оказывать необходимую методическую помощь воспитателям в решении основных проблем организации воспитательной работы.
Данные цели и задачи соответствуют потребностям педагогов, членов МО, их особенностям, а также обусловлены социально – профессиональным заказом на педагогического работника, ориентированного на осуществление воспитательной работы в школе и совершенствование собственной профессиональной деятельности.
Категорийный уровень воспитателей в 2023/2024 учебном году
87% воспитателей секции «Педагогическая мастерская» имеют высшее образование, 13 % - средне специальное.
Ф.И.О.
|
Категория
|
Лычиц Т.М.
Бусько Н.А.
Мурзич Т.А.
Келько Т.А.
|
Высшая категория
|
Петушкова И.В
Щемер Т.П.
Марцуль О.Л.
Безмен О.Н.
Кузнецова С.С.
Трафимчик Д.В.
|
І категория
|
ЮрчикИ.М.
Казак Е.С.
|
ІІ категория
|
Антанович М.Б.
Антонава Е.И.
Смурага Е.А.
|
Без категории
|
4 - (27%) – с высшей квалификационной категорией, 6(40%) – с 1 категорией; 2 педагога (13%) з - со 2 категорией, 3- (20%) – без категории. 15 человек методической секции «Педагогическая мастерская» имеют сертификат пользователя ИКТ.
В феврале 2024 года прошли курсы повышения квалификации в ГрОИРО воспитатели: Щемер Т.П., Марцуль О.Л. В течение прошедшего учебного года было проведено пять плановых заседаний МО воспитателей.
На заседаниях МО рассматривались темы:
Заседание № 1 –август 2023г.
Тема «Основные требования к планированию воспитательной и идеологической работы на 2023 -2024 учебный год»
Цель: Учебно-методическое обеспечение организации образовательного процесса в новом учебном году.
Форма проведения: инструктивно-методическое совещание.
Рабочие вопросы:
1.Нормативное правовое и научно-методическое обеспечение воспитательного процесса в 2023/2024 учебном году. Программно-планирующая и учётно-методическая документация воспитательной работы.
2.Изучение методических рекомендаций.
3.Взаимодействие учреждения образования и законных представителей по организации работы с учащимися в шестой школьный день.
4.«Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2023/2024 учебном году».
5.Утверждение плана работы методических секций воспитателей «Кружок качества» и «Педагогическая мастерская» на 2023-2024 учебный год
Результаты деятельности:
1.Выработка единых требований к организации работы воспитателя, оформлению и ведению документации.
2.Создание картотеки нормативных документов.
3.Сотрудничество со СМИ.
Заседание №2-октябрь 2023г.
Тема «Особенности социальной адаптации воспитанников в специальной школе-интернате».
Цель: Создание психолого-педагогических условий для успешной адаптации, способствующей предупреждению и снижению негативных последствий депривации.
Форма проведения: Открытый микрофон
Рабочие вопросы:
1.Социальная адаптация: понятие, примеры, виды, цели.
2.Формы работы по социальной адаптации и успешности обучающихся в специальной школе-интернате.
3.Социальная адаптация выпускников.
4.Посещение открытой самоподготовки в 9 «А» классе (Лычиц Т.М.).
Цель: Совершенствование работы воспитателей по организации и проведению самоподготовок.
Результаты деятельности:
Памятка «Рекомендации по развитию жизненных компетенций ребёнка с ОПФР».
Заседание №3-декабрь 2024г.
Тема «Формирование жизненно важных компетенций у детей с ОПФР в ходе целенаправленного педагогически организованного обучения и воспитания».
Цель: Создание единой системы по формированию социальной и жизненной компетенции для обучающихся и воспитанников школы-интерната
Форма проведения: творческий диалог
Рабочие вопросы:
1.Сущность компетентного подхода в специальной школе.
2.Использование современных технологий и методов в формировании социальных компетенций у обучающихся.
3.Роль воспитателя в формировании жизненных компетенций старших школьников.
4.Посещение открытого воспитательного мероприятия в 10 классе «Жить в мире с собой и другими» (Юрчик И.М.).
Результаты деятельности:
Памятка «Рекомендации по развитию жизненных компетенций ребёнка с ОПФР».
Заседание №4-март 2024г.
Тема «Работа воспитателя специальной школы-интерната по развитию речи детей в повседневной жизни».
Цель: Расширять и закреплять знания педагогов об особенностях работы воспитателя по развитию речи детей, формировать умения подбирать методы и приёмы в процессе проведения режимных моментов и других видов деятельности.
Форма проведения: семинар-практикум
Рабочие вопросы:
1.Взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателя по развитию речи воспитанников.
2.Методы и приёмы стимулирования речевой деятельности у детей младшего школьного возраста.
3.Использование метода проектов как средство речевого развития.
4. Посещение открытого воспитательного мероприятия в 5 «А» классе «Встреча с Театром» (Бусько Н.А.).
Результаты деятельности:
Выставка «Ярмарка педагогических идей»: «детское сочинительство».
Коллективное сочинение педагогов «Почему речь педагога должна быть образцом?».
Заседание №5 -май 2024г.
Тема «Повышение качества воспитанности учащихся через совершенствование педагогического мастерства воспитателей».
Цель: Повышать профессиональное мастерство педагогов.
Форма проведения: аукцион идей
Рабочие вопросы:
- Самообразование и самовоспитание как основа успешности педагога.
- Творческие отчёты воспитателей по темам самообразования.
- Диагностика затруднений педагогов (анкетирование).
- Посещение открытого воспитательного мероприятия в 3 «А» классе «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу» (Смурага Е.А.).
Результаты деятельности:
- Памятка по обобщению опыта педагога.
- Анализ деятельности МО.
- Перспективы работы на 2024/2025 учебный год.
Пятое заседание – итоговое, заключительное. На нем были подведены итоги работы МО в 2023/2024 учебном году, а также было представлено предварительное планирование работы МО на будущий учебный год. Следует отметить, что предварительное планирование работы МО происходило в ходе собеседования с воспитателями, позволяющего выявить запросы педагогов и проблемы, возникающие в ходе работы с обучающими, воспитанниками. На протяжении учебного года воспитатели постоянно обменивались опытом.
Основные направления деятельности методического объединения воспитателей:
- Аналитико-прогностическая деятельность: анализ методической деятельности и планирование работы на новый учебный год, анализ направлений деятельности воспитателей (тема самообразования), анализ проведенных открытых воспитательских часов, мониторинг уровня воспитанности.
- Организационно-координирующая деятельность: разработка и утверждение календарно-тематических планов воспитательной работы, разработка методического сопровождения воспитательного процесса. координация воспитательной деятельности и организация взаимодействия.
- Информационная деятельность: изучение новинок методической литературы в целях совершенствования педагогической деятельности, пополнение тематической папки «Методическая копилка».
- Организация методической деятельности: выявление затруднений, методическое сопровождение и оказание практической помощи воспитателям при подготовке к аттестации, проведению открытых коррекционно-воспитательных занятий, создание условий для непрерывного образования педагогов, оказание адресной методической помощи (групповые и индивидуальные консультации), подготовка творческих отчётов, мастер-классов, а также внедрение в практику работы метода проектов; повышение качества занятий, включение воспитателей в самостоятельный поиск по выбранной проблеме.
Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Педагог должен в течении учебного года углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса. Самообразование педагога специального учреждения многогранно и многопланово.
Основные направления в системе самообразования воспитателя:
- Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам воспитания;
- Изучение учебной и научно-методической литературы;
- Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;
- Изучение новых программ и педагогических технологий;
- Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;
- Повышение общекультурного уровня.
- Каждый из воспитателей работал по теме самообразования.
Темы по самообразованию методической секции воспитателей «Педагогическая мастерская»
№ п/п
|
Ф.И.О. воспитателя
|
Тема по самообразованию
|
Где и когда заслушивается
|
Практический выход
|
1
|
Петушкова И.В.
|
Сотрудничество семьи и школы в воспитании детей
|
МО
|
Творческий отчёт
|
2
|
Марцуль О.Л.
|
Игра как важное средство воспитания школьников
|
МО
|
Творческий отчёт
|
3
|
Лось О.Н.
|
Психолого-педагогический ключ к пониманию личности школьника
|
МО
|
Творческий отчёт
|
4
|
Щемер Т.П.
|
Активные формы работы с учащимися
|
МО
|
Творческий отчёт
|
5
|
Келько Т.А.
|
Формирование гражданско-патриотического воспитания
|
МО
|
Творческий отчёт
|
6
|
Мурзич Т.А.
|
Воспитание обучающихся в познавательной творческой деятельности
|
МО
|
Творческий отчёт
|
7
|
Кардаш Т.И.
|
Влияние экологического воспитания на духовное развитие личности младшего школьника
|
МО
|
Творческий отчёт
|
8
|
Казак Е.С.
|
Особенности процесса нравственного воспитания обучающихся с особенностями психофизического развития
|
МО
|
Творческий отчёт
|
9
|
Кузнецова С.С.
|
Нравственное воспитание школьников
|
МО
|
Творческий отчёт
|
10
|
Антонова Е.М.
|
Формирование здорового образа жизни у младших школьников
|
МО
|
Творческий отчёт
|
11
|
Трафимчик Д.В.
|
Формирование общей культуры школьника
|
МО
|
Творческий отчёт
|
12
|
Антонович М.Б.
|
Здоровьесберегающие технологии в работе с подростками
|
МО
|
Творческий отчёт
|
13
|
Лычиц Т.М.
|
Проблемы неблагополучия в современных семьях.
|
МО
|
Творческий отчёт
|
14
|
Бусько Н.А.
|
Социализация как процесс формирования личности школьников среднего звена
|
МО
|
Творческий отчёт
|
15
|
Юрчик И.М.
|
Активные формы работы с обучающимися
|
МО
|
Творческий отчёт
|
Важнейшим направлением развития воспитания и образования является проведение мониторинга современного состояния воспитания детей и молодёжи.
Качественный многоуровневый мониторинг обеспечивает координацию деятельности субъектов воспитания, помогает выявлять её реальные результаты. Одним из компонентов мониторинга воспитательной работы является изучение уровня развития личности воспитанников в специальной школе. В течение учебного года воспитатели вели работу по изучению и развитию личности своих воспитанников по всем направлениям воспитательной работы на 2023 – 2024 год. Проводился вводный, промежуточный и итоговый мониторинг. Данные мониторинговой таблицы позволяют воспитателям определить динамику уровня развития личности воспитанников по всем воспитательным направлениям.
На воспитательных мероприятиях большинством педагогов реализовывались новые педагогические технологии и методы, направленные на коррекцию и развитие детей с ТНР. Это игровые и здоровьесберегающие технологии, технологии дифференцированного обучения и воспитания детей с ТНР. В качестве основных методов и приемов использовали: имитационные и логоритмические игры и упражнения, игры по коррекции психических процессов, квесты, как эффективное средство повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию. Применение информационно-коммуникационных технологий способствовало повышению учебной мотивации воспитанников и включению их в активную познавательную деятельность. На заседания МО приглашались социальный педагог Келько Т.А., педагог-психолог Денисевич И.В. Методическая работа тесно связана с практической деятельностью педагога, его умениями соединить теорию с практикой, при этом объективно оценить свою работу, проявить личностные и профессиональные достижения, эффективность методических приёмов, признать недочёты и выявить проблему. Проведенные мероприятия позволили заглянуть в творческую мастерскую педагога, увидеть для себя используемые им методы, приемы и формы воспитания. Воспитатели старались творчески подходить к проведению открытых занятий, добиваясь решения поставленных задач воспитания. Занятия современны, актуальны, интересны по содержанию, прошли на высоком профессиональном и эмоциональном уровне, с применением ТСО (музыка, презентации), что способствовало развитию эмоционально-волевой сферы, познавательной деятельности воспитанников с ТНР, что повышало мотивацию к познавательной деятельности. Каждое воспитательное мероприятие анализировалось и отмечались не только педагогически сильные стороны, но и слабые моменты, о которых говорили для того, чтобы в дальнейшем более грамотно построить воспитательный процесс. При анализе воспитательных занятий выявлено, что некоторые аспекты воспитательной работы не всегда удаются: не все педагоги проявляют стремление поиска инновационных форм работы, принятие новых, современных технологий. Не всегда был подобран грамотно материал для эффективной деятельности всех воспитанников в меру их способностей.
Формы методической работы с педагогами:
1) Групповые (обзор новинок методической литературы, доклады, сообщения, взаимопосещение воспитательных занятий, творческие отчеты воспитателей);
2) Индивидуальные (проблемные консультации, самообразование, самоанализ и др.);
3) Фронтальные (выставки разработок мероприятий, дидактических материалов и т.д.);
Такие формы работы позволили добиться более точной, конкретной работы в совершенствовании деятельности воспитателя. Воспитатели не только учились, принимали информацию, но и являлись активными участниками заседаний МО, что положительно сказывалось на работе педагогов. положительно эмоциональный климат в педагогическом коллективе.
Стали уже традиционными ежемесячно проводимые тематические недели, план которых составлен в начале учебного года, что позволяет организовывать общественно-полезную деятельность обучающихся, вовлечь в разностороннюю творческую деятельность, формировать навыки позитивного коммуникативного общения, развивать навыки организации и осуществления сотрудничества с педагогами, воспитанниками разных возрастов, воспитывать трудолюбие, волю, настойчивость, развивать умение ставить цель и организовывать свою деятельность по ее достижению, способность преодолевать трудности, анализировать результаты и корректировать свои планы, формировать позитивное отношение к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), способствовать знанию основ и стремлению к здоровому образу жизни, углублять содержание, использование новых форм и методов занятости учащихся в свободное от учебы время, совершенствовать методическое мастерство воспитателей интерната.
График воспитательных мероприятий методической секции воспитателей «Педагогическая мастерская»
Дата
|
Мероприятие
|
25.10.2023г.
|
Открытая самоподготовка,
9 «А» класс, Лычиц Т.М.
|
22.12.2023г.
|
Час общения «Жить в мире с собой и другими»,
10 класс, Юрчик И.М.
|
21.03.2024г.
|
Интерактивная игра «Встреча с Театром»,
5 «А» класс, Бусько Н.А.
|
23.05.2024г.
|
Круглый стол «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу»,
3 «А» класс, Смураго Е.А.
|
Работа МО воспитателей «Педагогическая мастерская» — это система, основанная на конкретном анализе воспитательного процесса. Деятельность проводилась в соответствии с методической темой. Члены МО изучали и внедряли в воспитательный процесс перспективные педагогические технологии, развивали профессиональную компетентность, посещая курсы повышения квалификации и принимая участие в вебинарах различного уровня.
Проанализировав работу МО воспитателей за прошедший учебный год, следует отметить положительное в работе:
- Поставленные цели задачи перед МО были выполнены.
- Повысился профессиональный уровень педагогов.
- Разрабатываются более эффективные формы работы с воспитанниками.
- Совершенствовалось содержание воспитательного процесса.
Вместе с тем следует отметить ряд проблем и недостатков в организации и проведении МО:
- Не все педагоги относятся ответственно к работе по самообразованию, не умеют спланировать работу по теме;
- Недостаточно освещается передовой педагогический опыт в средствах массовой информации;
- Не все воспитатели имеют дефектологическое образование.
- Не в полной степени систематизировано взаимопосещение классных и информационных часов;
Работу МО за 2023 -2024 учебный год принято признать удовлетворительной.
Рекомендации на новый 2024/2025 учебный год:
- Изучать и внедрять в новые подходы в организации воспитательного процесса как условие повышения качества воспитания детей с ОПФР.
- Продолжить сотрудничество со специалистами социально-психологической службы, с целью расширения и углубления знаний по организации коррекционной работы.
- Продолжить работу по изучению, обобщению и распространению передового педагогического опыта по воспитанию младших школьников с ОПФР.
- Поддерживать инновационный поиск педагогов, развивать культуру самоанализа и анализа собственной деятельности.
- Систематизировать и развивать творческие способности воспитателей через систему обучающих и развивающих мероприятий (семинары, встречи за круглым столом и т.д.).
- Продолжать формировать и развивать систему работы с родителями и общественностью.
- Активизировать работу воспитателей для участия в конкурсах различных уровней, методических выставках и семинарах.
10.Совершенствовать компетентность воспитателей в аналитической деятельности для повышения качества воспитания обучающихся, через посещение внеклассных занятий коллег, семинаров, интернет-конференций.
- Пополнять в течение учебного года методическую копилку и распространять опыт посредством публикаций работ на сайте школы-интерната и социальных порталах.
Руководитель секции
«Педагогическая мастерская» Петушкова И. В.