Анализ работы
методической секции воспитателей «Кружок качества»
государственного учреждения образования «Новогрудская специальная общеобразовательная школа-интернат для детей с тяжёлыми нарушениями речи, нарушениями психического развития,
трудностями в обучении» за 2021/2022 учебный год
Руководствуясь нормативными документами, программами и стандартами образования, учитывая специфику учебного заведения, объективный уровень состояния учебно-воспитательного процесса, квалификацию педагогического коллектива и круг актуальных проблем, были поставлены тема, цель и задачи методической секции воспитателей «Кружок качества»:
Методическая тема: «Методическая работа как условие повышения профессионализма педагога-воспитателя»
Цель: создание условий для обеспечения личностно-профессионального развития педагога, формирования и развития педагогического мастерства и творчества для успешной реализации задач, стоящих перед современной школой.
Задачи:
- Повышать качество образовательно-воспитательного процесса; уровень методологической, психолого-педагогической и методической подготовки воспитателей;
- Развивать профессиональную компетентность (методическую, информационную, коммуникативную, аналитическую, проектировочную и др.) воспитателей;
- Формировать инновационную направленность деятельности педагогического коллектива, проявляющейся в систематическом изучении, обобщении и распространении эффективного педагогического опыта, в работе по внедрению достижений педагогической науки в практику;
- Оказывать на диагностической индивидуализированной и дифференцированной основе консультационную научно-методической помощь воспитателям в вопросах профессионального самообразования;
- Повышать информационную культуры педагогических работников, обучать работе с компьютером, внедрять информационные технологии в практику работы;
На протяжении учебного года воспитательная работа с классными коллективами велась в тесном взаимодействии со специалистами СППС, библиотекарем, педагогом-организатором, учителями. Специалистами СППС проводилась диагностика, профилактическая работа по различным направлениям воспитательной работы.
Кадровый состав методической секции воспитателей «Кружок качества» в 2021-2022 учебном году состоял из 15 воспитателей, из них: 1 воспитатель - вновь прибывшая (Курьян Е.В).
Образовательный уровень воспитателей в 2021-2022 учебном году
и в сравнении с 2020-2021 учебным годом
№п\п
|
Образование
|
2020\2021
|
2020\2021
|
1.
|
Высшее образование
|
11 – 79%
|
13 – 87%
|
2.
|
Среднее специальное
|
3 – 21%
|
2 – 13%
|
В 2022\2023 учебном году необходимо создать условия для получения высшего образования.
Профессиональный уровень воспитателей в 2021\2022 учебном году
и в сравнении с 2020-2021 учебным годом
№п\п
|
Профессиональный уровень
|
2020\2021
|
2021\2022
|
1.
|
Высшая категория
|
2 – 14 %
|
2 – 13%
|
2.
|
Первая категория
|
7 – 50 %
|
9 – 61%
|
3.
|
Вторая категория
|
5 - 36 %
|
2 – 13%
|
4.
|
Без категории
|
0
|
2 – 13%
|
В 2022\2023 учебном году необходимо предусмотреть повышение профессионального уровня педагогов.
2 – высшая категория (Дукшт Л.В., Зайко Н.В.)
9 - первая категория (Сенько Е. А., Кравцова Т. Б., Золотова А.Н., Коледюк Ж.В., Шаталина О.В., Радченко О.В., Денисевич И.В., Курьян Е.В., Драчиловский И.В.)
2 – вторая категория (Сидорчук Н.М., Искандарова З И.)
2 - без категории (Литвинская О.С, Скворода Е.Н)
В соответствии с планом работы методической секции воспитателей «Кружок качества» в 2021-2022 учебном году проведено 5 заседаний.
На заседаниях методической секции воспитателей рассматривались вопросы жизнедеятельности школы, вопросы освоения современных методик, форм, видов, средств, новых педагогических технологий в воспитании учащихся по следующим темам:
- Инструктивно-методическое совещание «Организация системы деятельности воспитателей в 2021/2022учебном году» (август)
- Педагогическая мастерская «Целеполагание в профессиональной деятельности педагога в специальной (коррекционной) школе» (октябрь)
- Конференция идей «Психолого-педагогическая компетентность воспитателя как условие успешного партнёрства с семьёй» (февраль)
- Круглый стол «Система работы воспитателя по профилактике и предупреждению правонарушений» (апрель).
- Творческая гостиная «Реализация творческих способностей воспитателей и обобщение передового педагогического опыта» (май).
На августовском заседании методической секции воспитателей «Кружок качества» с целью обеспечение нормативно-методического сопровождения воспитательного процесса рассматривалась тема «Организация системы деятельности воспитателей в 2021/2022учебном году».
Зайко С.С., заместитель директора по ВР., отметила, что особое внимание при организации воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2021/2022 учебном году необходимо уделить идеологическому, гражданскому и патриотическому воспитанию, воспитанию информационной культуры обучающихся, организации и проведению мероприятий в рамках Года народного единства. При планировании воспитательной работы в учреждениях образования необходимо опираться на календарь государственных праздников, праздничных дней, памятных и праздничных дат с учетом нормативных правовых документов, регламентирующих организацию идеологической и воспитательной работы в учреждениях общего среднего образования. Мероприятия по их реализации определены Программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021–2025 гг. Учебные программы факультативных занятий воспитательной направленности, электронные версии пособий по воспитательной работе для учреждений общего среднего образования, получивших гриф, размещены на национальном образовательном портале: http://adu.by / Главная / Образовательный процесс. 2021/2022 учебный год / Организация воспитания.
Сенько Е.А., руководитель методической секции «Кружок качества», ознакомила с методическими рекомендациями «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2021/2022 учебном году».
Петушкова И.В., руководитель методической секции «Педагогическая мастерская», рассказала об единых требованиях к оформлению и ведению документации воспитателя. Она отметила, что при организации работы классного руководителя необходимо руководствоваться рекомендациями Министерства образования Республики Беларусь и избегать дополнительного документооборота. Основные требования к работе классного руководителя отражены в обновленном инструктивно-методическом письме Министерства образования Республики Беларусь об организации классного руководства (Приложение № 3). В приложении 2 к данному инструктивно-методическому письму содержится перечень действующих нормативных правовых актов в сфере воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования, которые размещены в информационно-правовых системах «Эталон», «Консультант».
Социальный педагог Келько Т.А. обратила внимание на вопрос организации взаимодействия с семьей. Перед учреждениями образования стоит задача активизировать воспитательный потенциал семьи, оказать ей необходимую психолого-педагогическую поддержку, придать семейному воспитанию целенаправленный, общественно значимый характер. В процессе налаживания совместной деятельности особую актуальность приобретают такие понятия как «обратная связь» и «открытость каналов коммуникации». Необходимо активно вовлекать родителей в информационно-просветительскую, профориентационную работу, привлекать к участию в информационных часах и других воспитательных мероприятиях. В целях повышения психолого-педагогической компетентности родителей в 2021/2022 учебном году будет продолжена реализация проекта «Родительский университет».
Заместителем директора по ВР Зайко С.С. утверждён график проведения открытых воспитательных мероприятий, план работы методических секций воспитателей.
Определение цели вообще и цели обучения и воспитания для сознательного и грамотного использования в практической учебно-воспитательной деятельности педагога рассматривалось на заседании методической секции в октябре, которая проходила в форме педагогической мастерской по теме «Целеполагание в профессиональной деятельности педагога в специальной (коррекционной) школе».
Зайко Н.В., воспитатель, рассказала, что системообразующим фактором педагогического процесса выступает его цель. Педагогическая система организуется с ориентацией на цели воспитания и для их осуществления, она подчиняется целям образования. Определение цели воспитания нужно для того, чтобы эти идеи сознательно и грамотно использовать в практической учебно-воспитательной деятельности, в профессиональной работе педагога, в целеобразовании и целеполагании, которые представляют неотъемлемую часть профессиональной деятельности педагога. Целеполагание – процесс определения целей, идеально представленного результата. Целеобразование относится к формированию и разработке цели на конкретно-педагогическом уровне. Оно предполагает программирование целей воспитательной деятельности на разных его этапах.
Коледюк Ж.В., воспитатель, отметила, что при подготовке к уроку, занятию, педагог коррекционной школы ставит три вида целей: коррекционно-образовательные, коррекционно-развивающие, коррекционно-воспитательные.
Золотову А.Н., воспитателя, отметила, что педагоги несут ответственность за правильность, своевременность и актуальность цели. Неправильно поставленная цель — причина многих неудач и ошибок в педагогической работе. Эффективность деятельности оценивается, прежде всего, с точки зрения поставленной цели, поэтому очень важно правильно ее определить.
Тема «Психолого-педагогическая компетентность воспитателя как условие успешного партнёрства с семьёй» рассматривалась в работе заседания методической секции воспитателей «Кружок качества» в феврале. Основная цель: усовершенствование форм и методов работы воспитателей с семьями учащихся.
Дукшт Л.В., воспитатель, отметила, что взаимодействие школы и семьи начинается с изучения условий и микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей детей и родителей. Создание системы массовых мероприятий с родителями осуществляется через внедрение различных форм и методов и организацию взаимодействия:
Искандарова З.И., воспитатель, выступила по вопросу «Содержание и формы проведение родительских собраний. Технологии проведения родительских собраний». Она отметила, что родительское собрание - не просто форма связи семьи и школы, это место получения важной педагогической информации, трибуна пропаганды лучшего опыта работы и отношений с детьми. Выбор вида и формы родительского собрания зависит от его тематики и поставленных целей. Среди видов можно выделить: организационные (посвященные, например, предстоящей дальней экскурсии детей или подготовке к многодневному походу), собрания по плану психолого-педагогического просвещения (например, лекция с привлечением психолога об условиях успешного общения с подростками), тематические, собрания - диспуты по актуальным проблемам учебно-воспитательного процесса, итоговые (четвертные) и т.д. В своей практике мы используем коллективные формы, которые на наш взгляд являются более результативными по установлению коммуникативной деятельности. К ним относятся - встречи, конференции по обмену опытом воспитания, тренинги, «Круглые столы», презентация семейного воспитания, деловые игры и др.
Кравцова Т.Б., воспитатель, рассказала о методах изучения педагогической культуры семьи. Каждый из методов выполняет по отношению к другим компенсирующую и контролирующую функцию. Выбирать методы следует, исходя из конкретных условий.
Круглый стол по теме «Система работы воспитателя по профилактике и предупреждению правонарушений» проведён в апреле.
По вопросу «Профилактика преступлений и правонарушений среди учащихся школы. Социально-правовая помощь учащимся школы» выступила Келько Т.А., педагог социальный. Она отметила, что специфическая задача школы в сфере предупреждения правонарушений заключается в проведении ранней профилактики, т.е. создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей: выявление учащихся, склонных к нарушению морально-правовых норм, изучение педагогами индивидуальных особенностей таких школьников и причин нравственной деформации личности, своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, работа с неблагополучными семьями.
Юрчик И.М., педагог-психолог, рассказала, что проблема отклоняющегося поведения детей и подростков в настоящее время приобретает угрожающие размеры. В нашей школе создана определенная система сопровождения развития детей с девиантным поведением и помощи семье. Специалисты службы сопровождения (педагог - психолог, классный руководитель; социальный педагог; медсестра) проводят диагностику, просвещение, консультирование и коррекцию по наиболее важным проблемам развития ребенка: выбору образовательного маршрута, проблемам личностного развития, выступают независимыми экспертами и защитниками ребенка.
Литвинская О.С., воспитатель, рассказала о формах и методах работы с учащимися и с законными представителями учащихся по профилактике правонарушений. Просветительская деятельность педагогов с родителями может проходить через групповые и индивидуальные формы и методы работы.
С целью оказания действенной помощи воспитателям в обобщении и внедрении передового педагогического опыта, в повышении творческой и педагогической квалификации в мае проведено заседание методической секции воспитателей по теме «Реализация творческих способностей воспитателей и обобщение передового педагогического опыта».
По вопросу «Сущность передового педагогического опыта» выступила Сенько Е.А., воспитатель, руководитель методической секции воспитателей. Она отметила, что деятельность методической службы в учреждениях образования направлена на координирование и поддержание качества образовательно-воспитательного процесса, основанного на новом педагогическом мышлении, индивидуальном стиле профессиональной деятельности педагога, а также современных педагогических технологиях. Сегодня чрезвычайно актуальна задача объективной оценки инновационных процессов в развитии образовательных и воспитательных систем учебных заведений, экспертной оценки авторских методик, педагогического опыта, квалификации профессионального мастерства педагога.
Коледюк Ж.В., воспитатель, представила творческий отчёт по теме самообразования «Воспитание у школьников сознательной дисциплины
и культуры поведения во внеурочное время». Воспитание привычки быть дисциплинированным эффективно тогда, когда выполнение нормы поведения сопровождается удовлетворением, сопутствием положительных эмоций у ученика. Этого я пыталась добиться, планируя воспитательную работу по направлениям «Ценности и нормы жизни», «Взаимопонимание и общение», «Личность и творчество», а также диагностическую деятельность, индивидуальную работу с родителями и учащимися.
На заседании методической секции воспитателей «Кружок качества» проведено анкетирование воспитателей «Организация работы методической секции воспитателей «Кружок качества» в 2021-2022 г», по результатам которого будет планироваться работа методической секции на 2022-2023 г.
Активное участие в работе методической секции принимала творческая группа воспитателей: Дукшт Л.В., Кравцова Т.Б., Зайко Н.В., Коледюк Ж.В. Участники творческой группы представили разработки занятий, методические рекомендации, памятки.
Работа по самообразованию - одно из важнейших направлений педагога по повышению своего профессионального мастерства. Воспитатели методической секции «Кружок качества» работали над темами самообразования:
1.Сенько Елена Александровна – «Взаимодействие семьи и школы по формированию нравственной культуры учащихся».
- Зайко Наталья Всеволодовна – «Театральная деятельность, как средство развития креативной личности учащихся»
3.Дукшт Людмила Владимировна – «Формирование национального самосознания и развитие творческих способностей учащихся»
- Кравцова Татьяна Борисовна – « Роль устного народного творчества в речевом развитии младших школьников»
- Драчиловский Игорь Владимирович – «Профориентация как средство обеспечения основ трудовой социализации учащихся»
- Литвинская Оксана Степановна – «Здоровый образ жизни и стратегия его формирования у младших школьников».
- Шаталина Ольга Владимировна – «Особенности процесса нравственного воспитания учащихся с ОПФР»
- Курьян Елена Витальевна – «Культура здоровья как фактор формирования здоровьесберегающей среды в школе».
9.Коледюк Жанна Васильевна – «Воспитание у школьников сознательной дисциплины и культуры поведения во внеурочное время »
10.Золотова Алла Николаевна – «Формирование навыков общения в коллективной деятельности».
11.Сидорчук Наталья Михайловна – «Художественно-эстетическое воспитание учащихся средствами фольклора»
- Искандарова Зейнаб Искандаровна – «Воспитание учащихся в процессе освоения ими компьютерных технологий»
- Радченко Ольга Владимировна – «Формирование у учащихся привычки к здоровому образу жизни посредством сотрудничества в социуме»
- Денисевич Ирина Владимировна – «Ценностные приоритеты гражданско-патриотического воспитания учащихся в современной школе».
- Скворода Елена Николаевна – «Игровая деятельность как средство развития коммуникативных способностей младших школьников».
Кроме того, велась межсекционная работа:
- изучение нормативных документов, методической литературы;
- посещение и взаимопосещение классных часов и мероприятий;
- оказание помощи молодым педагогам и вновь пришедшим в планировании воспитательной работы;
- изучение вопросов организации внеурочной работы с классом, общественно полезного труда учащихся, сотрудничества с родителями, изучения социальных условий жизни учащихся и т.д.
Одной из главных целей в воспитательной деятельности нашей школы является воспитание гражданско-патриотических качеств у школьников. Для реализации этой цели систематически организуются мероприятия в клубе «Патриот», под руководством воспитателя Денисевич И.В. В течение учебного года, согласно графику, были проведены открытые воспитательные мероприятия.
№
|
Мероприятие
|
Воспитатель
|
Дата проведения
|
1.
|
Мастерская общения
«Планета толерантности»
|
Сидорчук Н.М.
|
23.10. 2021 г.
|
2.
|
Круглый стол «Конфликт и способы его решения».
|
Денисевич И.В.
|
03.02. 2022г.
|
3.
|
Экологическая игра «Эко-секреты про всё на свете».
|
Скворода Е.Н.
|
19.04. 2022 г.
|
4.
|
Профориентационная игра «Взгляд в будущее».
|
Драчиловский И.В.
|
24.05. 2022 г.
|
Анализ посещенных классных часов и мероприятий показал, что классные часы спланированы и проводятся в соответствии с планом воспитательной
работы классных коллективов, воспитательный материал отобран в
соответствии с возрастными особенностями учащихся, учтены
потребности детей. В процессе целеполагания можно проследить осознание
учащимися значимости и целесообразности мероприятия. Содержание,
формы и методы соответствовали целевым установкам. Актуальность и важность темы четко прослеживалась на всех посещенных мероприятиях. Содержание воспитательного материала было направлено на развитие личности ребенка. Воспитатели владеют методами личностно-ориентированного воспитательного процесса, руководствуются принципами сохранения психического и физического здоровья, организуют деятельность детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, создают ситуации, способствующие развитию активной жизненной позиции учащихся.
Основываясь на данных анализа итогов работы методической секции воспитателей «Кружок качества» за 2021 - 2022 учебный год, выполнение поставленных задач, работу МО признать удовлетворительной.
Проанализировав работу методической секции воспитателей «Кружок качества» за прошедший учебный год, следует отметить положительные моменты:
- поставленные задачи методической секции воспитателей были выполнены;
- повысился профессиональный уровень воспитателей;
- качество раздела «целеполагание» заметно повысилось: сформулированы ведущие ценности, поставлены задачи реально, конкретно, достижимо.
- разработаны конспекты внеклассных занятий для обмена опытом;
- работа по созданию классных коллективов ведётся целенаправленно;
- большинство воспитателей методической секции удовлетворены работой объединения и качеством методической помощи;
В ходе анализа обозначились основные вопросы, которые требуют
решения в 2022-2023 учебном году:
- воспитатели не на должном уровне занимаются самообразованием, мало уделяют внимания расширению и углублению профессиональных знаний;
- не все воспитатели проявляют инициативу для того, чтобы поделиться накопленным опытом работы со своими коллегами;
- недостаточная организация классных коллективов в исследовательской и проектной деятельности;
- недостаточно часто привлекались представители родительской общественности к участию в мероприятиях по различным направлениям воспитательной работы.
Анализируя работу методической секции воспитателей «Кружок качества», в 2022-2023 учебном году следует обратить внимание на следующие аспекты деятельности:
- Оказание помощи воспитателям в совершенствовании форм и
методов организации воспитательной работы класса. Создание информационно-методического банка воспитательных мероприятий.
- Усиление влияния школы на социализацию личности школьника, его
адаптации к современным экономическим условиям, самоопределение в
будущей профессии.
- Активно привлекать родителей к участию в общешкольных и классных мероприятиях, к работе по профилактике правонарушений несовершеннолетних и работе с родителями, не исполняющими родительские обязанности.
- Более активно и полно обобщать передовой опыт творчески работающих воспитателей, пропагандируя его через школьный сайт, СМИ.
- Привлекать педагога-психолога для проведения тренингов по коррекции профессионального выгорания.
- Повышать психолого-педагогическую компетентность воспитателей по вопросам духовно-нравственного и патриотического воспитания учащихся.
- Активизировать работу по развитию самоуправления в школьном коллективе.
- Активно включать воспитателей в научно-методическую, инновационную, опытно-педагогическую деятельность.
Руководитель методической секции «Кружок качества» Е.А.Сенько