🔹Один ребёнок уже в три года знает весь алфавит, а другой только к пяти годам начинает проявлять интерес к книгам. Многие родители торопятся в 3–4 года научить детей читать и писать. Но так поступать не стоит. Дело не в возрасте, а в готовности к освоению грамоты. Это плохо, когда ребёнок неправильно произносит большинство звуков. Сначала речь, потом чтение. Иначе он может механически научиться читать, но понимать не будет. А это ведёт к проблемам в школе.
🔹Обучение чтению следует начинать не с букв, а со звуков. Именно звуки он слышит с рождения, а буквы — это средство записи звуков. Научившись различать звуки в произносимых словах, сливать звуки в слоги, делить слова на слоги, ребёнок легко овладеет чтением. Чтению невозможно научиться путём заучивания букв.
🔹Существует много методик и способов обучения чтению. Один из них - звуковой метод.
📍Звуковой метод обучения чтению (его еще называют фонетический метод) состоит из следующих этапов:
1. Ребёнок учится слышать и различать звуки в словах.
2. Учит, какими буквами записываются эти звуки.
3. Учится складывать написанные буквами звуки в слоги.
4. Читает слова, а потом – предложения.
📍Преимущества звукового метода:
1. Ребёнку не придется "переучиваться", он будет легко понимать учителя и выполнять его задания (например, делить слово по слогам, различать гласные и согласные звуки и другие).
2. Метод развивает фонематический слух, который позволяет слышать и выделять звуки в словах, что способствует их правильному произношению.
3. Учить читать по звуковому методу можно в любом удобном месте, некоторые упражнения можно выполнять даже на улице.
4. Для обучения не нужны дорогостоящие или сложные в изготовлении пособия, не нужна какая-то особенная подготовительная работа. Для большинства упражнений достаточно только фломастера и листка бумаги, а для некоторых - не нужно будет даже и этого.
📍Минусы звукового метода
1. Поскольку обучение чтению идет через анализ слова, через развитие фонематического слуха, через звуки к слогам, через слоги - к словам, то это - довольно длительный процесс, требующий определенного уровня развития ребенка, поэтому начинать заниматься по этому методу слишком рано - просто бессмысленно.
2. Научиться быстро и не задумываясь складывать звуки в слоги, а потом в слова, особенно если эти слова - длинные и сложные, не так то просто. Для достижения быстрой техники чтения необходимо много читать и тренироваться.
3. Обычно первое время ребенок не понимает прочитанного, поскольку все его усилия будут направлены на то, чтобы прочитать и разобрать отдельные слова. Пониманию прочитанного придется уделять отдельное внимание.
✔️Когда начинать?
Основные показатели такой готовности:
1. Ребенок говорит отдельными предложениями;
2. Внятно произносит большинство звуков;
3. Может последовательно рассказать, как он провел день в детском саду или в гостях у бабушки;
4. Ориентируется в пространстве, знает понятия "влево", "вправо", "вверх", "вниз";
удерживает внимание, может заниматься одним делом (рисовать, лепить, собирать конструктор и др.) 10–15 минут.
Если все приведенные факторы характерны для вашего ребенка, значит, он созрел для обучения. Если не все перечисленное имеет место, то это не повод для грусти, а руководство к действию: вам будет понятно, в каком направлении работать. А буквы и слоги еще выучите – все только начинается.
Материал подготовила учитель Наталья Николаевна Гостило