РУС БЕЛ ENG

Областной центр эффективных педагогических практик

Отчет о работе областного центра эффективных педагогических практик

Отчет о работе

областного центра эффективных педагогических практик

по теме «Информационно-коммуникационное образовательное пространство: пути повышения профессиональной компетенции педагогов, работающих с детьми в условиях специального образования»

на базе государственного учреждения образования «Специальная школа-интернат г.Новогрудка»

на 2023-2024 учебный год

 

№ п/п

Название мероприятия

Дата, время, место проведения

Форма проведения

Категория, количество слушателей

Наиболее востребованные методические продукты, ресурсы

Отметка о выполнении / Примечание

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

1.      

Инструктивно-методическое совещание  при директоре «Анализ  деятельности областного центра эффективных педагогических практик в 2023/2024 учебном году»

до 10.09.2023

 

 

 

совещание при директоре

26 педагогов

протокол совещания

выполнено

08.09.2023

2.      

Инструктивно-методическое совещание при заместителе по учебной работе по изучению нормативных  документов, регламентирующих деятельность ресурсного центра

 август-сентябрь 2023

совещание при заместителе директора по учебной работе

11 педагогов

протокол совещания

выполнено

31.08.2023

3.      

Анализ и определение материально-технических, педагогических ресурсов деятельности областного центра эффективных педагогических практик в 2023/2024 учебном году

август

2023

совещание при заместителе директора по учебной работе

26 педагогов

перечень материальных ресурсов

выполнено

08.09.2023

4.      

Инструктивно-методическое совещание творческой группы, осуществляющей деятельность областного центра эффективных педагогических практик в 2023/2024 учебном году

август -сентябрь

2023

совещание при заместителе директора по учебной работе

8 педагогов

перечень поручений

выполнено

15.09.2023

5.      

Заседание педагогического совета  «Анализ  деятельности областного центра эффективных педагогических практик в 2023/2024 учебном году»

август 2024

педагогический совет

66 педагогов

Решение педагогического совета

заседание педагогического совета состоится

28.08.2024

6.      

Подготовка методических продуктов в процессе и по итогам деятельности областного центра эффективных педагогических практик в 2023/2024 учебном году

в течение года

заседание творческой группы

8 педагогов

методические продукты

выполнено

7.      

Издание приказа о продолжении  деятельности областного центра эффективных педагогических практик в 2023/2024 учебном году

до

01.09. 23

 

66 педагогов

приказ

выполнено

приказ от 01.09.2023

№ 409

8.      

Систематизация внутришкольной документации, регламентирующей деятельность областного центра эффективных педагогических практик в 2023/2024 учебном году

до

01.09. 2023

 

66 педагогов 

Аналитическая справка

выполнено

28.08.2023

9.      

Определение системы стимулирования участников деятельности областного центра эффективных педагогических практик в 2023/2024 учебном году

сентябрь 2023

 

66 педагогов

приказ

выполнено

приказ от 01.09.2023

№ 268-Л

10.  

Организация заседаний творческой группы

ежемесячно

заседания творческой группы

8 участников творческой группы

протоколы

выполнено

каждый последний четверг месяца

11.  

Оформление информационного пространства о  деятельности областного центра эффективных педагогических практик в 2023/2024 учебном году         

постоянно

 

66 педагогов

стендовая информация

сайт учреждения образования         

выполнено

12.  

Осуществление контроля за деятельностью областного центра эффективных педагогических практик в 2023/2024 учебном году

постоянно

 

66 педагогов

Аналитические материалы

выполнено

13.  

Составление отчета о результатах инновационной деятельности  2023/2024 учебном году

до

05.06.2024

 

66 педагогов

отчет

выполнено

03.06.2024

14.  

Участие в работе учебно-методического объединения учителей интегрированного обучения, учителей начальных классов, учителей-дефектологов с целью популяризации деятельности педагогов по использованию новых методик, технологий и методов коррекционной работы

в течение года

заседания УМО

55 педагогов

выступления, презентации и другие методические продукты

выполнено

15.  

  Участие в конференциях, семинарах педагогических образовательных чтениях по проблемах  обучения учащихся с трудностями в обучении

в течение года

конференции, семинары, чтения

26 педагогов

 

выполнено

16.  

Трансляция опыта работы:

трансляция опыта  педагогов в рамках деятельности областного центра эффективных педагогических практик в 2023/2024 учебном году; публикации в СМИ

в течение года

статьи, выступления, презентации, мастер-классы

8 участников творческой группы

Статьи, методические продукты

выполнено

17.  

Создание банка эффективных методик, приемов  и технологий коррекционной работы

постоянно

 

11 педагогов

банк данных

выполнено

18.  

Организация и проведение  мероприятий в рамках школьных тематических недель

в течение учебного года

школьные тематические недели

26 педагогов

сценарии, конспекты и др.

выполнено

19.  

Повышение квалификации педагогов, принимающих участие в деятельности областного центра эффективных педагогических практик в 2023/2024 учебном году

в течение учебного года

курсовая подготовка, семинары, вебинары и др.

66 педагогов

сертификаты, свидетельства о курсовой подготовке

выполнено

20.  

Участие во взаимообмене опытом деятельности педагогов области, республики

в течение учебного года

семинары, вебинары и др.

66 педагогов, участники  деятельности областного центра эффективных педагогических практик в 2023/2024 учебном году

методические продукты, практический материал

выполнено

21.  

Консультирование педагогических работников школ, руководителей учреждений,  реализующих образовательные программы специального образования на уровне общего среднего образования, оказание им информационно-методической поддержки по актуальным вопросам специального образования

в течение учебного года

семинары, вебинары и др.

55 педагогов района

памятки

выполнено

22.  

Участие в дискуссионных площадках для совместного обсуждения результатов деятельности областного центра эффективных педагогических практик в 2023/2024 учебном году

в течение учебного года

дискуссионные площадки

66 педагогов

 

выполнено

Краткий самоанализ деятельности

В ходе реализации организационных мероприятий были проведены ряд мероприятий, направленных на  эффективное обеспечение деятельности областного центра эффективных педагогических практик по теме «Информационно-коммуникационное образовательное пространство: пути повышения профессиональной компетенции педагогов, работающих с детьми в условиях специального образования» на базе государственного учреждения образования «Специальная школа-интернат г.Новогрудка им. Л.Ф. Пашинского». Были  определены основные цели, задачи и направления работы, которые регламентированы локальными актами учреждения образования, были смоделированы проблемные аспекты, которым необходимо уделить внимание.

Все мероприятия были выполнены; участие принимало 66 педагогов школы, 55 педагогов района.    

 

  1. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ РАЙОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

1.

Мозжечковая стимуляция как инновационный подход в коррекции речевых нарушений и преодолении трудности в обучении

Ноябрь 2023

заседание  учебно-методического объединения учителей-дефектологов специальных групп и групп интегрированного обучения и воспитания

 

12 учителей-дефектологов специальных групп и групп интегрированного обучения и воспитания

 

презентация, доклад

выполнено

24.11.2023

2.

Использование логопедического тренажера «Дельфа» в структуре коррекционного занятия по развитию и коррекции речи с  обучающимися с ОПФР

 

Декабрь 2023

заседание  учебно-методического объединения учителей-дефектологов ПКПП

18 учителей-дефектологов ПКПП

 

презентация

выполнено

15.12.2023

3.

 «Квест-проект» по формированию математических  представлений у детей с ОПФР

Февраль 2024

заседание  учебно-методического объединения учителей-дефектологов специальных групп и групп интегрированного обучения и воспитания

 

12 учителей-дефектологов специальных групп и групп интегрированного обучения и воспитания

 

квест-проект

выполнено

09.02.2024

4.

 Функциональный спектр эффективной комплексной диагностики учащихся ОПФР как средство  повышения качества коррекционных занятий

 

март 2024г

заседание  учебно-методического объединения учителей - дефектологов классов интегрированного обучения  и  воспитания 

9 учителей - дефектологи классов интегрированного обучения  и  воспитания 

презентация

выполнено

22.03.2024

Краткий самоанализ деятельности

В соответствием с планом работы педагоги ресурсного центра принимали участие в четырех заседаниях учебно-методических объединений учителей - дефектологов классов интегрированного обучения  и  воспитания (1),   учителей-дефектологов специальных групп и групп интегрированного обучения и воспитания (2), учителей-дефектологов ПКПП (1). Педагоги ресурсного центра делились опытом работы  по проведению комплексной диагностики с учетом  латерализции доминирующего полушария, составления индивидуального профиля, диагностики мыслительной деятельности  и составления протоколов обследования. В ноябре 2023 года был представлена презентация по использованию доски Бильгоу по развитию межполушарного взаимодействия, который позволяет проводить коррекцию речи более эффективно. Представлен опыт использования логопедического тренажера «Дельфа» при  проведении коррекционных занятий (декабрь 2023). Интерес коллег вызвал «Квест-проект» по формированию математических  представлений у детей с ОПФР, который был не только информативным, но и практически  ориентированным.

 

  1. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ОБЛАСТНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

1.

 

Мозжечковая стимуляция как инновационный подход в коррекции речевых нарушений и преодолении трудности в обучении

Ноябрь 2023

семинар

56 участников областного семинара  для руководителей областных ресурсных центров «Диссеменация педагогического опыта как фактор повышения профессиональной компетенции современного педагога»

презентация, доклад

выполнено

11.11.2023

2.

Участие в вебинаре «Развитие межполушарного взаимодействия в коррекционно-педагогической деятельности»

Январь 2024

вебинар

45 участников вебинара

 

выполнено

09.01.2024

Краткий самоанализ деятельности

А.В. Менчицкая , учитель, делилась опытом на тему: «Мозжечковая стимуляция как инновационный подход в коррекции речевых нарушений и преодолении трудности в обучении»  перед участниками семинара руководителей областных ресурсных центров «Диссеменация педагогического опыта как фактор повышения профессиональной компетенции современного педагога». Материал вызвал интерес участников.  45 педагогов школы приняли участие  в вебинаре «Развитие межполушарного взаимодействия в коррекционно-педагогической деятельности».

  1. ОРГАНИЗАЦИЯ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

1.

Участие в Интернет-семинарах, конференциях, вебинарах  по использованию информационно-коммуникационных технологий  в образовательном процессе

в течение учебно-

го

года

интернет-семинары, конференции, вебинары

педагоги области

обмен опытом

выполнено

2.

Размещение информации о работе ресурсного центра на сайте учреждения образования,  сайтах ООСиТ Новогрудского райисполкома 

в течение учебного года

сайт

педагоги области

трансляция опыта

выполнено

3.

Формирование сетевого сообщества педагогов, работающих в условиях специального образования с целью  онлайн-консультирования

декабрь-  май

сетевое сообщество

педагоги района и области

обмен опытом

выполнено

4.

Трудности в усвоении чтения  и письма у учащихся младшего школьного возраста: механизмы возникновения, направления коррекционной работы, актуальные вопросы методики обучения

Апрель 2024

вебинар

педагоги

сертификаты участников

выполнено

23.04.2024

Краткий самоанализ деятельности

В ходе реализации этого раздела плана педагогами была проведена сравнительная оценка своих ресурсов и условий для организации сетевой формы взаимодействия в соответствии с запросами педагогов других учреждений образования, родителей. Осуществлялся поиск учреждений с высокими результатами сетевого взаимодействия  по видам и формам взаимодействия с целью установления партнерства и создания информационного эффективного пространства. Вкладка «Ресурсный центр» сайта  учреждения образования пополнилась новыми методическими материалами  по основным направлениям деятельности  ресурсного центра. Активизировалось онлайн- консультирование педагогов.

 

 

 

Анализ работы областного центра эффективных педагогических практик по теме «Информационно-коммуникационное образовательное пространство: пути повышения профессиональной компетенции педагогов, работающих с детьми в условиях специального образования» показал, что  мероприятия, включенные в годовой план  выполнены в полном объеме. Вместе с тем,  при планировании на следующий учебный год следует сделать акцент на  популяризацию деятельности педагогического  коллектива через сетевое взаимодействие с педагогами области, республики и других стран. Необходимо активизировать работу по освещению использования педагогами учреждения образования  современных педагогических технологий, методик  в  коррекционно-образовательном процессе через средства массового информирования. Требует внимания  и вопрос  организации блогов педагогов, вебинаров и онлайн-консультирований.

Предложения по функционированию областного центра эффективных педагогических практик : работу областного центра эффективных педагогических практик продлить.

 

Руководитель областного центра эффективных

педагогических практик                                                                   _________  Е.М.Селецкая

 

 

Примечание:

Отчет предоставляется на бумажном носителе и в электронном варианте.

Информация в графах «Название мероприятия», «Дата, время, место проведения», «Форма проведения» соответствует полностью плану работы.

В графе «Категория, количество слушателей» указывается для какой категории педагогических работников было проведено мероприятие (категория слушателей, которая планировалась, может не совпадать с реальными участниками мероприятия), сколько человек его посетило. При этом целесообразно указать, сколько было руководителей учреждений образования, заместителей руководителей, педагогов и т.д.

В графе «Наиболее востребованные методические продукты, ресурсы», необходимо указать, какие методические рекомендации, алгоритмы, памятки и т.п. были предложены участникам мероприятия.

В графе «Отметка о выполнении / Примечание» указывается конкретная дата выполнения либо причина, по которой мероприятие не состоялось либо было перенесено.

Краткий самоанализ деятельности может быть как после конкретного мероприятия, так и после раздела в целом.

В разделе «Список публикаций» указываются публикации всех уровней: районного, областного, республиканского, международного.

В разделе «Предложения по функционированию областного центра эффективных педагогических практик» указывается результат работы центра за год. Обосновывается целесообразность продления либо завершения деятельности, изменения либо расширения направления деятельности центра.

свернуть

План работы областного центра эффективных педагогических практик

План работы областного центра эффективных педагогических практик

по теме «Информационно-коммуникационное образовательное пространство: пути повышения профессиональной компетенции педагогов, работающих с детьми в условиях специального образования»

на базе государственного учреждения образования «Специальная школа-интернат г.Новогрудка»

на 2023-2024 учебный год

 

№ п/п

Название мероприятия

Дата, время, место проведения

Форма проведения

Предполагаемая категория слушателей

Предполагаемый результат, ресурс /

Предлагаемые слушателям методические продукты, ресурсы

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

1.      

Инструктивно-методическое совещание  при директоре «Анализ  деятельности областного центра эффективных педагогических практик в 2023/2024 учебном году»

до 10.09.2023

 

 

 

совещание при директоре

педагоги

протокол совещания

2.      

Инструктивно-методическое совещание при заместителе по учебной работе по изучению нормативных  документов, регламентирующих деятельность ресурсного центра

 август-сентябрь 2023

совещание при заместителе директора по учебной работе

педагоги

протокол совещания

3.      

Анализ и определение материально-технических, педагогических ресурсов деятельности областного центра эффективных педагогических практик в 2023/2024 учебном году

август

2023

совещание при заместителе директора по учебной работе

педагоги

 

4.      

Инструктивно-методическое совещание творческой группы, осуществляющей деятельность областного центра эффективных педагогических практик в 2023/2024 учебном году

август -сентябрь

2023

совещание при заместителе директора по учебной работе

педагоги

перечень поручений

5.      

Заседание педагогического совета  «Анализ  деятельности областного центра эффективных педагогических практик в 2023/2024 учебном году»

август 2024

педагогический совет

педагоги

Решение педагогического совета

6.      

Подготовка методических продуктов в процессе и по итогам деятельности областного центра эффективных педагогических практик в 2023/2024 учебном году

в течение года

заседание творческой группы

Педагоги

методические продукты

7.      

Издание приказа о продолжении  деятельности областного центра эффективных педагогических практик в 2023/2024 учебном году

до

01.09. 23

 

педагоги

приказ

8.      

Систематизация внутришкольной документации, регламентирующей деятельность областного центра эффективных педагогических практик в 2023/2024 учебном году

до

01.09. 23

 

 

 

9.      

Определение системы стимулирования участников деятельности областного центра эффективных педагогических практик в 2023/2024 учебном году

август 2023

 

педагоги

приказ

10.  

Организация заседаний творческой группы

ежемесячно

заседания творческой группы

участники творческой группы

протоколы

11.  

Оформление информационного пространства о  деятельности областного центра эффективных педагогических практик в 2023/2024 учебном году         

постоянно

 

педагоги

стендовая информация

сайт учреждения образования         

12.  

Осуществление контроля за деятельностью областного центра эффективных педагогических практик в 2023/2024 учебном году

постоянно

 

педагоги

Аналитические материалы

13.  

Составление отчета о результатах инновационной деятельности  2023/2024 учебном году

до

05.06.24

 

педагоги

отчет

14.  

Участие в работе учебно-методического объединения учителей интегрированного обучения, учителей начальных классов, учителей-дефектологов с целью популяризации деятельности педагогов по использованию новых методик, технологий и методов коррекционной работы

в течение года

заседания УМО

педагоги

выступления, презентации и другие методические продукты

15.  

  Участие в конференциях, семинарах педагогических образовательных чтениях по проблемах  обучения учащихся с трудностями в обучении

в течение года

конференции, семинары, чтения

педагоги

 

16.  

Трансляция опыта работы:

трансляция опыта  педагогов в рамках деятельности областного центра эффективных педагогических практик в 2023/2024 учебном году; публикации в СМИ

в течение года

статьи, выступления, презентации, мастер-классы

участники творческой группы

Статьи, методические продукты

17.  

Создание банка эффективных методик, приемов  и технологий коррекционной работы

постоянно

 

педагоги

банк данных

18.  

Организация и проведение  мероприятий в рамках школьных тематических недель

в течение учебного года

школьные тематические недели

педагоги

сценарии, конспекты и др.

19.  

Повышение квалификации педагогов, принимающих участие в деятельности областного центра эффективных педагогических практик в 2023/2024 учебном году

в течение учебного года

курсовая подготовка, семинары, вебинары и др.

педагоги

сертификаты, свидетельства о курсовой подготовке

20.  

Участие во взаимообмене опытом деятельности педагогов области, республики

в течение учебного года

семинары, вебинары и др.

педагоги, участники  деятельности областного центра эффективных педагогических практик в 2023/2024 учебном году

методические продукты, практический материал

21.  

Консультирование педагогических работников школ, руководителей учреждений,  реализующих образовательные программы специального образования на уровне общего среднего образования, оказание им информационно-методической поддержки по актуальным вопросам специального образования

в течение учебного года

семинары, вебинары и др.

педагоги района

памятки

22.  

Участие в дискуссионных площадках для совместного обсуждения результатов деятельности областного центра эффективных педагогических практик в 2023/2024 учебном году

в течение учебного года

дискуссионные площадки

педагоги, участвующие в деятельности областного центра эффективных педагогических практик в 2023/2024 учебном году

методические памятки, алгоритмы

  1. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ РАЙОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ (участие в районных мероприятиях)

1.

Мозжечковая стимуляция как инновационный подход в коррекции речевых нарушений и преодолении трудности в обучении

Ноябрь 2023

заседание  учебно-методического объединения учителей-дефектологов специальных групп и групп интегрированного обучения и воспитания

 

учителя-дефектологи специальных групп и групп интегрированного обучения и воспитания

 

презентация, доклад

2.

Использование логопедического тренажера «Дельфа» в структуре коррекционного занятия по развитию и коррекции речи с  обучающимися с ОПФР

 

Декабрь 2023

заседание  учебно-методического объединения учителей-дефектологов ПКПП

учителя-дефектологи ПКПП

 

презентация

3.

 «Квест-проект» по формированию математических  представлений у детей с ОПФР

Февраль 2024

заседание  учебно-методического объединения учителей-дефектологов специальных групп и групп интегрированного обучения и воспитания

 

учителя-дефектологи специальных групп и групп интегрированного обучения и воспитания

 

квест-проект

4.

 Функциональный спектр эффективной комплексной диагностики учащихся ОПФР как средство  повышения качества коррекционных занятий.

 

март 2024г

заседание  учебно-методического объединения учителей - дефектологов классов интегрированного обучения  и  воспитания 

учителя - дефектологи классов интегрированного обучения  и  воспитания 

 

  1. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ОБЛАСТНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ (участие в областных мероприятиях)

1.

 

Мозжечковая стимуляция как инновационный подход в коррекции речевых нарушений и преодолении трудности в обучении

Ноябрь 2023

семинар

участники областного семинара  для руководителей областных ресурсных центров «Диссеменация педагогического опыта как фактор повышения профессиональной компетенции современного педагога»

презентация, доклад

2.

Участие в вебинаре «Развитие межполушарного взаимодействия в коррекционно-педагогической деятельности»

09.01.2024

вебинар

участники вебинара

 

  1. ОРГАНИЗАЦИЯ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

1.

Участие в Интернет-семинарах, конференциях, вебинарах  по использованию информационно-коммуникационных технологий  в образовательном процессе

в течение учебно-

го

года

интернет-семинары, конференции, вебинары

педагоги области

обмен опытом

2.

Размещение информации о работе ресурсного центра на сайте учреждения образования,  сайтах ООСиТ Новогрудского райисполкома 

в течение учебно-го года

сайт

педагоги области

трансляция опыта

3.

Формирование сетевого сообщества педагогов, работающих в условиях специального образования с целью  онлайн-консультирования

декабрь-  май

сетевое сообщество

педагоги района и области

обмен опытом

4.

Трудности в усвоении чтения  и письма у учащихся младшего школьного возраста: механизмы возникновения, направления коррекционной работы, актуальные вопросы методики обучения

Апрель 2024

вебинар

педагоги

сертификаты участников

  1. УЧАСТИЕ В РЕСПУБЛИКАНСКИХ МЕРОПРИЯТИЯХ

VI. ТРАНСЛЯЦИЯ ОПЫТА В ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ, НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЯХ

1.

Обобщение опыта работы, публикации в средствах массовой информации

в течение учебного

года

заочная

педагоги  учреждения

материалы из опыта работы педагогов

2.

Отчет по итогам работы ресурсного центра

июнь, 2024

отчет

педагоги

отчет

 

Руководитель областного центра эффективных

педагогических практик                                                                       __________Е.М. Селецкая

 

свернуть

Современная ситуация в области специального образования связана с рядом проблем, одной из которых является поиск путей и условий для повышения эффективности коррекционного и образовательного процесса для детей с тяжелыми нарушениями речи, нарушениями психического развития, трудностями в обучении.

 

Современная ситуация в области специального образования связана с рядом проблем, одной из которых является поиск путей и условий для повышения эффективности коррекционного и образовательного процесса для детей с тяжелыми нарушениями речи, нарушениями психического развития, трудностями в обучении.

 

В настоящее время увеличилось количество детей с данной патологией развития. Причины, их обуславливающие, многообразны: инфекции, интоксикации, травмы, воздействующие на мозг малыша, неблагоприятные микросоциальные условия, которые выступают как дополнительный фактор, усугубляющий состояние ребенка. Учащимся с такими диагнозами требуется помощь специалистов: логопеда, дефектолога, психолога. Конструирование адаптивной образовательной среды с учетом индивидуальных особенностей учащихся и рекомендаций учителя-логопеда, на наш взгляд, наиболее оптимально в условиях специальной школы.

В нашем учреждении обучаются учащиеся, имеющие тяжелые нарушения речи различного патогенеза (общее недоразвитие речи, тяжелое фонетико-фонематическое недоразвитие, нарушения лексико-грамматического строя речи, письма и чтения), степень выраженности которых препятствует обучению в обычной общеобразовательной школе. 

Состояние здоровья этих детей затрудняет освоение образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. У большей части учащихся отмечается слабый уровень познавательной активности, низкая мотивация к учебной деятельности, сниженная самостоятельность и работоспособность. Следовательно, поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых путей увеличения эффективности коррекционно-развивающего процесса.

Помимо образовательных задач, одной из важнейших является преодоление речевого и, связанных с ним, особенностей психического развития, воспитание личности, способной адаптироваться к жизни в современном обществе и успешно реализовывать свои познавательные и социальные потребности.

Этим обусловлены особенности учебного плана спецшколы-интерната, главной   составляющей которого является «Коррекционно-адаптационная область», включающая индивидуальные, подгрупповые и групповые занятия по коррекции нарушений устной речи, логоритмику в начальных классах и коррекционные занятия по развитию письменной речи, социальному ориентированию, современным средствам коммуникации в старших классах.

Очень важно, что в каждом классе начальной школы работает учитель, имеющий специальное дефектологическое образование. Именно это позволяет реализовать принцип единства обучения, развития и коррекции. Обучение ведется по программам и учебникам для специальной общеобразовательной школы (школы-интерната) для детей с тяжелыми нарушениями речи, нарушениями психического развития, трудностями в обучении общеобразовательной школы. Учитель-дефектолог в процессе работы видит, с какими трудностями сталкивается ребенок в овладении знаниями, и после основных уроков проводит индивидуальные и групповые коррекционные занятия.

На II ступени общего среднего образования обучение осуществляется по учебным программам и учебникам общеобразовательной школы.

Однако, усилий только учителя было бы недостаточно для достижения необходимого результата. Условия учреждения позволяют создать предпосылки для оптимально эффективной коррекционной работы. В первую очередь, это наполняемость классов до 12 человек. Во-вторых, штатное расписание позволяет создать качественную систему сопровождения учащихся в образовательном процессе. Учащиеся с тяжелыми нарушениями речи, нарушениями психического развития не могут не испытывать трудностей в период обучения. Помимо проблем, обусловленных речевым, психическим недоразвитием, эти дети часто отличаются слабым соматическим здоровьем, гиперактивностью, психоэмоциональной неустойчивостью, недостаточной социальной адаптацией. На помощь приходят учителя-дефектологи, педагог-психолог, педагог социальный, воспитатели, а также врачи, медсестры. У каждого из этих специалистов свои задачи, но цель одна – помочь ребенку справиться с трудностями и как можно лучше освоить учебную программу.

В школе есть компьютерный класс, лего-класс, оснащенный мультимедийным оборудованием, на базе которых ведутся логопедические занятия по коррекции нарушений письменной речи, а также занятия дефектолога по коррекции нарушений устной речи. В каждом учебном кабинете имеются компьютеры, что позволяет педагогу вести уроки на современном уровне.

Успешность и результативность обучения данного контингента учащихся во многом зависит от выбора методов и приемов обучения, осуществления индивидуального и дифференцированного подхода к коррекции речевых нарушений.  Действительно, в связи с ориентацией системы общего образования на инклюзивную практику возросли требования как к учителю, так и учителю-логопеду, учителю-дефектологу, работающему в спецшколе-интернате.

 При организации образовательного процесса считаем обязательным:

применение специальных методов, приемов и средств обучения в коррекционной работе, в том числе специализированных компьютерных технологий, дидактических пособий, визуальных средств, обеспечивающих реализацию “обходных путей” коррекционного воздействия на речевые процессы, повышающих контроль за устной и письменной речью, тщательный отбор и комбинирование методов и приемов обучения с целью смены видов деятельности учащихся, изменения доминантного анализатора, включения в работу большинства сохранных анализаторов; использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов, алгоритмов, образцов выполнения задания);

    особая организация диагностических, проверочных и контрольно-оценочных средств: сокращение объема контрольных заданий, адресные пошаговые задания, с более подробными инструкциями;

    щадящий, здоровьесберегающий, комфортный режим обучения и нагрузок.

В этой связи, хочется отметить высокий профессионализм, творческий подход к делу всего педагогического коллектива. 

Учителя корректируют учебные программы, адаптируя их к особенностям развития учащихся школы, ведут инновационную работу.

Учреждение образования с декабря 2016 года является ресурсным центром системы образования Гродненской области по теме «Информационно-коммуникационное образовательное пространство: пути повышения профессиональной компетенции педагогов, работающих в условиях специального образования».

За время действия ресурсного центра (2016-2021г.г.) проведено свыше 60 семинаров, семинаров-практикумов, онлайн-семинаров, веб-бинаров для педагогов специального образования Новогрудского района, Гродненской, Минской областей (всего приняло участие более 700 педагогов); создан блог учителей-дефектологов, организована работа дистанционного консультативного пункта на сайте учреждения для педагогов района по вопросам использования ИКТ в образовательном и коррекционном процессах.

В декабре 2021 года в рамках работы ресурсного  центра системы образования Гродненской области представители педагогического коллектива заместитель директора по учебной работе Е.М. Селецкая, учитель начальных классов Е.В. Тарас приняли участие в работе тематической секции «Использование информационно-коммуникационных технологий для развития инклюзивного образования»  IV Международной научно-практической on-line конференции «Непрерывное профессиональное образование лиц с  особыми потребностями» при участии представителей Национальной комиссии по делам ЮНЕСКО, Института информационных технологий БГУИР, кафедры ЮНЕСКО  «Профессиональное образование в сфере ИКТ лиц с особыми потребностями». Материалы выступления «Использование авторских электронных ресурсов в обучении детей на I и II ступенях общего среднего образования в условиях инклюзивного образования» опубликованы в сборнике статей конференции и в электронном сборнике, который размещен на сайте ИИТ БГУИР.  

 

В рамках реализации инновационного проекта «Внедрение электронных образовательных ресурсов в систему коррекционно-развивающей работы с учащимися с особенностями психофизического развития» педагогами-новаторами создано 18 авторских электронных образовательных ресурсов и методических пособий, которые можно применять в условиях инклюзивного образования. Что же собой представляют данные пособия? 

  1. «Математический задачник». Это первое ЭСО, которое было создано при финансовой поддержке и участии Швейцарского офиса по сотрудничеству в Республике Беларусь. Предназначается научным и практическим работникам системы специального образования, педагогам и студентам факультетов специального образования, а также всем, кто интересуется вопросами воспитания и обучения детей с особенностями психофизического развития.

  1. «Грамматика в математике» предназначается для формирование грамматического строя речи через использование системы развивающих упражнений на уроках математики.

  1. «Учимся! Запоминаем! Ни минутки не теряем» включает в себя систему упражнений по формированию орфографической зоркости с непроверяемыми согласными у учащихся 2-х классов с ТНР.

  1. «Система упражнений в процессе изучения парных звонких и глухих согласных в корне слова». Игровой тренажёр для автоматизации и дифференциации звуков, тренировки слуховой и зрительной памяти. Отработка дифференциации парных звонких и глухих согласных звуков в письменной речи.

  1. «По страницам Букваря» ЭОР представляет систему работы по ознакомлению учащихся со звуками и буквами русского языка.

  1. Мультимедийная книга «По страницам произведений К.Д.Ушинского» направлена на формирование устной речи у учащихся на уроках литературного чтения.

 

  1. «Чтение в радость» предназначено для повышение читательской компетенции учащихся путём использования активных методов обучения на уроках литературного чтения.

   

  1. «Удивительный мир белорусских лесов» это работа по изучению природных сообществ Беларуси на уроках по предмету «Человек и мир». Система методов и приёмов по формированию представлений и понятий при изучении природного сообщества «Лес».

9.Электронное средство обучения «Формирование речевых умений обучающихся 1-5 классов с моторной алалией посредством использования интерактивного пособия «Я учусь говорить»   

  1. 10. Электронное средство обучения «Слышим. Различаем. Говорим» представляет систему коррекционной работы по дифференциации шипящих звуков у учащихся, позволяет перенести традиционные формы обучения в дистанционную среду.

  1. «В мире сказок» Разработанное электронное пособие позволяет повысить связную монологическую речь у учащихся 1-3 классов с тяжёлыми нарушениями речи.

  1. ЭСО «Анимация в воспитании» комплексное развитие учащихся посредством использования анимационных технологий.

  1. ЭСО «Безопасный мир вокруг меня» предназначен для формирования ключевых компетенций безопасности жизнедеятельности посредством применения средств ИКТ.

  1. ЭОР «Знаем. Помним. Гордимся» позволяет систематизировать знания учащихся по изучению государственных праздников РБ.

  1. «Пра вайну раскажуць мастакі пяра» содержит методические материалы (презентации, тестовые задания, аудио записи поэтических произведений) в помощь преподавателям и учащимся 6-9 классов общеобразовательных школ. Данное пособие позволяет преподавателю качественно и быстро подготовиться к урокам белорусской литературы.

  1. ЭСО «Читаем с удовольствием» формирования читательской компетенции на уроках русской литературы.

  1. ЭСО «Считаю. Рассуждаю» позволяет осуществлять тестовый контроль на уроках математики.

  1. ЭСО «Компьютер в химии» повышение эффективности учебно-познавательной деятельности учащихся на основе применения технологии блочно-модульного обучения в преподавании курса «Химии».

 

Можно отметить, что данные авторские электронные пособия можно использовать в работе учителям начальной школы, учителям, работающим условиях инклюзивного образования, в школах для детей с тяжёлыми нарушениями речи и трудностями в обучении, в классах интегрированного обучения и воспитания.

Важнейшей составляющей успешности и результативности обучения детей с нарушением речи, нарушениями психического развития мы считаем роль законных представителей, как полноправных участников образовательного процесса, которые четко понимают, что учеба для ребенка с нарушением речи – тяжкий труд.  Ему нужна постоянная помощь, поддержка, направленность на успех – тогда не пропадет желание учиться. Родители вправе рассчитывать на хороший результат, если пройдут весь сложный путь обучения в школе вместе со своим ребенком.

Выпускники нашей школы после 10 класса чаще всего поступают в профессиональные лицеи, колледжи. Многие в будущем получают высшее образование и становятся прекрасными специалистами.   Наше учреждение – это шанс для определенной категории детей, шанс справиться со своими проблемами с помощью квалифицированных специалистов, получить базовое образование и состояться в жизни. 

 

свернуть

Авторские ЭСО

Методические материалы

Логопедическое занятие "Зима".docx

Конспект логопедического занятия с учащимися 3 класса.docx

Психологический настрой.docx

Коррекционное занятие по формированию лексико.docx

Логопедическое занятие с группой учащихся с ОНР.docx

Заочное путешествие «Новогрудчина: вчера, сегодня, завтра»

«Зима в селе (городе)»

Дифференциация д-т в слогах, словах, предложениях.

Домашние животные

Конспект коррекционного занятия Зима

Конспект литературного чтения В. Одоевского «В гостях у дедушки Мороза»

Конспект урока Масленица

Коррекционное занятие Весна

Коррекционное занятие Весна_1

Образование глаголов с помощью приставок

Образование глаголов с помощью приставок_1

Слова, которые обозначают названия предметов

Индивидуальное занятие Дифференциаци С,СЬ-Шdocx

Індывідуальны занятак па карэкцыі парушэнняў вуснай мовы

Кор. занятие дифференциация приставок и предлогов

свернуть