Тема, которую мы сегодня поднимаем, является очень сложной для восприятия, не везде о ней можно рассуждать, часто люди очень скрытно относятся к этому вопросу. Но, к сожалению, с каждым годом она приобретает всё большую актуальность. Это тема суицидальной активности в подростковой среде.
Анализируя свой опыт работы по оказания психологической помощи взрослым и детям, находящимся в шаге от беды, выделила вопросы, которые чаще всего волнуют родительскую общественность, и попыталась найти на них ответы.
Какие причины могут привести к суициду и почему именно подростки наиболее части демонстрируют суицидальное поведение?
Наибольшее количество совершённых самоубийств фиксируется в возрасте от 12 до 17 лет.
Согласно периодизации психического развития в данный возрастной период человек переживает два кризиса, которые по праву считаются самыми сложными. Это личностный кризис 13 и 17 лет.
Мы наблюдаем ярко выраженный приоритет в поведении наших детей в сторону интимно-личностного общения. Происходит переоценка ценностных ориентаций. Сын или дочь в подростковом возрасте всё чаще задаётся вопросом: Кто Я? Для чего живу? Кому я нужен? Кому я симпатичен?
Ребёнок решает очень сложную жизненную задачу – освоение норм отношений между людьми. И как показывает практика психологического консультирования очень важно, когда подросток знает, что может опереться на своих родителей в решении этой задачи. Независимо от того, насколько социально одобряемой она является.
Не буду сегодня вдаваться в подробности, почему именно ребёнок не может опереться на свою семью. В альтернативу рассмотрения вопроса о том, что же приводит к нарушению механизма самосохранения, который, как известно,работает на бессознательном уровне.
Прежде всего, поскольку ведущим видом деятельности в подростковом возрасте является интимно-личностное общение, это взаимоотношения со сверстниками, в большей степени конечно с противоположным полом: неразделённая любовь, половая несостоятельность, оскорбления и унижения со стороны друзей.
Немаловажным являются изменения во внешности подростка, это не совсем красивые явления на лице, округления форм у девушек, сутулость, которые, к сожалению, очень болезненно воспринимаются нашими детьми.
Также к основной причине относятся конфликтные семейные взаимоотношения, к которым можно отнести:
1. Отсутствие внимания со стороны родителей;
2. Завышенные требования, только золотая медаль, только самый престижный ВУЗ, посещение кружков и секций, которые не интересны ребёнку, но интересны родителям, покупка одежды и обуви без учёта мнения самого подростка.
3. Развод или уход из семьи значимого для ребёнка взрослого. Алкоголизация законных представителей.
Большая беда, домашнее насилие, как физическое, так и психологическое, сексуальное насилие. Причём как в отношениях между супругами, так и в отношениях родитель-ребёнок.
К огромному сожалению, данный вопрос не менее актуален для современного общества, чем суицидальное поведение. Психологи, психотерапевты уделяют большое внимание этой теме, но по-прежнему приходится констатировать факт наличия этого негативного проявления.
Далее неудовлетворение основных жизненных потребностей ребёнка. Что это значит? Родителям следует бережно относиться к внутреннему миру подростка, проявлять уважение к его личности, быть «нужным» своему ребёнку.Быть нужным, это значит не только обеспечить подростка модной одеждой и современными гаджетами, дать престижное образование.
Гораздо важнее, быть всегда настроенным на его волну, когда необходимо разделить тревогу, сомнения, печаль, слёзы кризисного эмоционального состояния.
Вот те основные причины, которые, на мой взгляд, приводят наших детей к трагедии, к саморазрушению.
Почему одни подростки успешно справляются с трудностями, которые преподносит им жизнь, а другие подвержены риску? И существует ли группа детей, которые в большей степени подвержены суицидальной активности?
Существует группа людей, которые более подвержены стрессам и депрессиям. Но прежде всего, во избежание возможной терминологической путаницы, поясню, вчём различие между кризисным состоянием и суицидальным поведением.
Необходимо чётко понимать, что любое из проявлений суицидальной активности, будь то попытки (т.е. использование человеком заведомо безопасных средств для суицида), покушения (недоведённый до конца суицид) либо проявления (мысли, высказывания) никогда не возникают спонтанно.
Этому всегда предшествует попадания человека в кризисное состояние. Очевидно, что каждый человек в своей жизни неоднократно переживает подобные ситуации. Не исключением являются и наши дети. Возникает тогда закономерный вопрос, от чего же одни подростки могут справиться с трудностями, которые преподносит им жизнь, а другие нет.
Существует два аспекта в решении этого вопроса: психотип личности и сложность кризисной ситуации. Остановимся более подробно на каждом из них.
Очень многое зависит от психотипа подростка.
http://present5.com/presentation/16206336_396146080/image-7.jpg" >Интровертированные люди (меланхолики, флегматики) более пессимистичны, тревожны, ранимы, и даже, казалось бы, совсем незначительная ситуация может вывести их из состояния равновесии.
Кроме того, такие люди склонны к глубокому самоанализу и к тяжёлым внутренним переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые вовсе этого не заслуживают. Предъявляют завышенные требования как к себе, так и к социальному окружению.
Также немаловажно учитывать степень и уровень тяжести той кризисной ситуации, в которую попал подросток. К наиболее сложным целесообразно отнести:
Ситуацию социального положения подростка в группе сверстников. Очень важно быть одобряемым, принятым. Группа изолированных детей и подростков для того, чтобы выделиться из толпы сверстников, поднять свой авторитет способны на крайние меры кризисного реагирования.
Демонстративно умирать стало модно в подростковой среде. Как бы это страшно не звучало.
Очень травмирующей является болезнь, смерть близких, а также разрыв интимно-личностных взаимоотношений у подростков, безответная любовь.
Что должно насторожить родителей, как распознать «первые звоночки» того, что ребёнок находится в кризисе? И какие Вы можете дать практические рекомендации родителям? Как помочь своему ребёнку?
Прежде всего, образ жизни подростка. Зачастую наши дети предоставлены сами себе, просто без дела бродяжничают по двору, и как следствие попадают в компании, где «круто» употреблять психоактивные вещества.
Бесполезного время провождения в жизни подростка быть не должно. Либо сын или дочь с Вами, либо заняты в объединениях по интересам.
Также Вас должно насторожить изменённое психоэмоциональное поведение подростка:
-стал закрытым, плачет, ни с кем не разговаривает или напротив беспричинно смеётся и постоянно грубит;
-категорически отказывается посещать учебные занятия;
-плохо спит, много или мало ест;
-постоянно куда-то уходи в вечернее время;
-читает статьи в Интернете про саморазрушающее поведение людей, шрамирует запястья рук;
-выдаёт высказывания о бессмысленном существовании человека на этой земле;
-раздаёт друзьям и знакомым свои личные вещи, даже самые любимые;
-закрывает свою страничку в соцсетях.
На самом деле так называемых «первых звоночков» ребёнок до того, как совершить последний шаг, делает очень много. Мысленно призывая нас взрослых услышать его, увидеть как ему плохо и одиноко.
Призыв о помощи всегда предшествует беду. Просто мы его не слышим, или не хотим слышать, считая, что подобная ситуация меня никогда не коснётся.
Поэтому, если подросток приходит и говорит Вам о том, что его беспокоит ни в коем случае нельзя отмахиваться в виду нашей постоянной занятости или рассуждать о том, что в жизни всё проходит.
Что слышит ребёнок? Меня никто не понимает, мои проблемы никому не нужны, а я их сам решить не могу.
Очень важно выслушать подростка, показать вовлечённость в жизнь ребёнка, даже если Вы не в силах ему помочь, стать для него опорой и другом. Это, на мой взгляд, под силу каждому родителю.
Взять отпуск, уехать на время с ребёнком, смена вида и образа деятельности позитивно влияет на психоэмоциональное состояние каждого из нас. Вместе задуматься, что делать дальше. Как жить.
Но, случаются и очень травмирующие ситуации в жизни наших детей, я о них уже говорила, это смерть значимого близкого, потеря источника радости, когда подростку очень сложно помочь, не имея психологического образования.
Не стоит бояться обратиться за помощью к психологу, психотерапевту за консультированием и получением дополнительной информации, так как каждый случай индивидуален.
Помните, уважаемые родители, семья – это то место, где у ребёнка, должны удовлетворяться основные базовые потребности: безусловное принятие и безграничная любовь. Как известно любви много не бывает.
Психолог, Кортасова Екатерина