Инновационный проект
Внедрение методики коррекционно-педагогической работы с учащимися с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) на I ступени общего среднего образования с опорой на знание функциональной организации мозговой деятельности как основы формирования математических знаний и умений
Сроки реализации: 2022 – 2025 гг.
|
Консультант: Крюковская Наталья Владимировна, заведующий кафедрой теории и методики специального образования УО «Гродненский государственный университет имени Я. Купалы», кандидат педагогических наук, доцент; тел.: 8-029-7878712; E-mail: nim-ta@mail.ru |
Обоснование актуальности темы инновационной деятельности
Одной из важных задач современного образования детей с особенностями психофизического развития выступает формирование ключевых жизненных компетенций, обеспечивающих готовность к самостоятельной жизни, максимальный уровень социализации и интеграции в обществе. Это относится и к детям с нарушениями психического развития (трудностями в обучении).
У учащихся с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) отмечается несформированность всех компонентов деятельности: мотивационно-целевого, операционального и регулятивного (контрольно-оценочного), что обусловливает трудности восприятия, усвоения и использования информации в процессе обучения. Существенные затруднения у учащихся возникают и при усвоении математических знаний, умений и навыков, что обусловлено особенностями их познавательно-личностного развития и может привести к появлению дискалькулии.
У детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) к началу обучения в школе не сформированы предпосылки к математической деятельности, что проявляется в отсутствии интереса к выполнению математических заданий, нецеленаправленности действий, низком уровне самостоятельности, недостаточной критичности по отношению к результатам своей деятельности, слабости внимания к содержанию заданий. Дети часто не понимают задачу, не дают числового ответа или называют любое число, неверно пересчитывают количество предметов. Наиболее доступными являются задачи, в которых ответ можно найти путем «механического» пересчета. Выявляются затруднения в понимании смысла простых арифметических действий и неумении их выполнять. Дети недостаточно усваивают последовательность числового ряда, поэтому не могут осуществить обратный счет [2; 7]. Недостаточная основа усвоения математических знаний к моменту поступления в школу приводит к тому, что у учащихся с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) характеризуются неполноценной основой для усвоения всей системы математических знаний, умений и навыков в процессе обучения. Это обусловливает в дальнейшем наличие трудностей в формировании более абстрактных математических навыков, включаемых в алгебру, тригонометрию и геометрию [29, с. 78]. У детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) отмечаются трудности самостоятельной организации деятельности, удержание порядка действий, необходимых для достижения поставленной цели [9], что также оказывает существенное отрицательное влияние на невозможность применения математических знаний, умений и навыков и решение арифметических задач.
К началу школьного обучения у учащихся с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) отмечается несформированность пространственных представлений и низкий уровень развития мышления, что создает трудности для усвоения школьного программного материала, в частности математических знаний и умений. Овладение математическими знаниями и умениями применять их на практике создает, с одной стороны, успешность для решения социальных ситуаций в процессе дальнейшей социализации, а, с другой, – способствует развитию мыслительной и знаково-символической деятельности и усвоению более сложного математического материала. В силу несформированности познавательных процессов и компонентов деятельности перечисленные возможности у учащихся данной категории ограничены, что уже на начальных этапах обучения создает сложности для полноценного усвоения математических знаний и умений.
Е. С. Слепович [23], рассматривая структуру психического развития у учащихся данной категории, отмечает несформированность знаково-символической деятельности. Это объясняет наличие затруднений при усвоении учащимися математических знаний, в большей степени, при формировании умения оперировать числом при выполнении счетных операций, осуществлять разложение числа на сумму разрядных слагаемых, выполнять устный счет, понимать смысл арифметических задач.
Многие исследователи (Н. А. Белопольская [4], М. А. Болгарова [6], Л. В. Кузнецова [15], И. Ю. Кулагина [16], Е. А. Макеева [20] и др.) отмечают низкий уровень мотивации у учащихся с нарушениями психического развития (трудностями в обучении). Интересы у учащихся ситуативны и обусловлены новизной материала, сменой видов деятельности, успешностью выполнения заданий, формой предъявления материала. Нарушение произвольной регуляции рассматривается И.Ф. Марковской как общий диагностический признак для всех вариантов нарушения психического развития (трудностей в обучении) [23, с. 31]. Несформированность мотивации и произвольной регуляции создает неполноценную основу для включения учащихся в деятельность и проявления интереса к выполняемой деятельности.
Рассмотренные особенности учащихся требуют поиска эффективных средств проведения коррекционно-педагогической работы на начальных этапах обучения математики с учетом коррекционной направленности уроков и коррекционных занятий. В дальнейшем при отсутствии коррекционно-педагогической работы данные признаки начинают проявляться более отчетливо и приводят к стойким нарушениям математической деятельности, что с трудом поддается исправлению. В этом случае большое значение приобретает уже не профилактика, а коррекция возникающих нарушений.
Определение сущности коррекционно-педагогической работы с учащимися данной категории осуществляется на основе анализа специфических закономерностей их психического развития и знания особенностей мозговой организации их деятельности.
Важнейшей особенностью мозга, обеспечивающей развитие и обучение ребенка, является функционирование интегративной деятельности, которая осуществляется структурами мозга, объединенными в подвижные динамические функциональные системы, обеспечивающие возможность выполнения сложных форм деятельности в изменяющихся условиях. Существенной чертой мозговой деятельности учащихся с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) является нарушение интегративности, что создает трудности для формирования новых условных связей и, как следствие, усвоения новой информации и использования ее при решении различного рода задач. Значительные трудности возникают в данном случае при необходимости перенести усвоенный принцип деятельности в новые условия. Это говорит о том, что связи, которые устанавливаются между разными структурами мозга для выполнения деятельности, являются непрочными и затрудняют процесс формирования умений и навыков.
Нарушение интегративной деятельности мозга и несформированность на необходимом уровне познавательной деятельности приводит у учащихся с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) к трудностям овладения математическими понятиями, математическим словарем, нарушениям в восприятии текста задачи, к неправильной записи примеров и задач и другим проявлениям [18, с. 25]. Учащиеся данной категории допускают ошибки в счетных операциях при усложнении заданий: при счете с переходом через десяток и при устном счете (Г. Р. Новикова) [20]. У них отмечается низкий уровень зрительно-пространственных функций. На протяжении обучения учащихся на I ступени общего среднего образования практически не отмечается положительной динамики в развитии пространственной ориентировки, отмечаются трудности в определении ориентации линий (З.А. Меликян) [24]. Большинство учащихся с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) механически запоминают и воспроизводят последовательность числительных, не умеют свободно ориентироваться в натуральном числовом ряду, имеют слабые вычислительные навыки, с трудом запоминают цифры и знаки отношений. У них чаще встречается зеркальное написание цифр, смешение цифр и геометрических фигур (С. Г. Шевченко) [35].
Интегративность мозга обеспечивает также совместное участие всех анализаторов в деятельности учащихся. Это расширяет возможности получения информации, ее анализа и совокупного синтеза, а также выполнение действий под воздействием данной информации. Нарушение интегративной деятельности мозга затрудняет одновременное участие разных анализаторов в протекании деятельности. Г. В. Фадина отмечает замедление процесса формирования межанализаторных связей и недостатки слухо-зрительно-моторной координации у детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) [32].
Кроме этого у учащихся данной категории отмечается функциональная недостаточность гностических функций левого полушария (Н.Г. Манелис [22], З.А. Меликян [24] и др.), несформированность произвольной регуляции в звене программирования (Н.Г. Манелис [22], Е.С. Слепович [31] и А.М. Поляков [31], В.М. Шалимов [34] и др.), устойчивая несформированность вербальных характеристик и «отсутствие их полной компенсации даже к старшему школьному возрасту» (Т.А. Фотекова [33]).
В осуществлении любой математической деятельности участвуют три функциональных блока мозга (энергетический блок, блок приема, переработки и хранения информации и блок программирования, регуляции и контроля сложных форм деятельности), которые сопровождают эту деятельность на всем ее протяжении (А. Р. Лурия [19]). Нарушение осуществления деятельности может быть связано с функциональной несформированностью одного, двух или всех трёх блоков мозга. В зависимости от недостаточности определенного блока мозга у учащихся будут проявляться конкретные нарушения; в конечном итоге все они приводят к трудностям, а, зачастую, и невозможности выполнять соответствующий вид математической деятельности.
С учетом изложенной выше информации проведение коррекционно-педагогической работы с учащимися с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) требует знания функциональной организации мозговой деятельности, что возможно на основе использования данных нейропсихологии и нейропедагогики. Нейропедагогика предполагает разработку и использование практических рекомендаций по организации процесса коррекционно-педагогической работы в соответствии с мотивационно-целевым, операционным и контрольно-оценочным компонентами деятельности и опорой на активизацию функциональных блоков мозга, что наиболее активно разрабатывается нейропсихологией.
Знание функциональной организации мозговой деятельности было использовано нами при разработке методики коррекционно-педагогической работы с учащимися с нарушениями психического развития (трудностями в обучении). Использование данной методики носит системный характер, обеспечивает активизацию интегративной деятельности мозга, выполняет на начальных этапах обучения профилактическую деятельность по предупреждению появления дискалькулии.
Реализация методики коррекционно-педагогической работы представляет собой преемственную работу на уроках и коррекционных занятиях, что оказывает системное влияние на формирование у учащихся математических знаний и умений и создает полноценную основу для дальнейшего обучения.
Цель инновационной деятельности - повышение уровня сформированности математических знаний и умений у учащихся с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) на I ступени общего среднего образования на основе применения методики коррекционно-педагогической работы с опорой на знание функциональной организации мозговой деятельности.
Задачи инновационной деятельности.
- Провести диагностику учащихся с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) в I–V классах с целью выявления уровня сформированности математических знаний и умений.
- Провести коррекционные занятия с учащимися с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) на основе использования методики коррекционно-педагогической работы с опорой на знание функциональной организации мозговой деятельности.
- Провести уроки математики с учащимися с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) на основе использования методики коррекционно-педагогической работы с опорой на знание функциональной организации мозговой деятельности.
- Провести мониторинг сформированности математических знаний и умений у учащихся с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) в I–V классах.
- Подготовить методические рекомендации по внедрению методики коррекционно-педагогической работы с учащимися с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) I–V класса.