Управление образования
Новогрудского районного исполнительного комитета
Государственное учреждение образования
«Специальная школа-интернат г.Новогрудка»
Проект
организации шестого школьного дня
«Субботний дайджест»
Новогрудок, 2022
СОДЕРЖАНИЕ
- Актуальность проекта………………..……………………….…….3
- Цель, задачи проекта, участники проекта ………………..………4
- Этапы и сроки реализации проекта …………………………….....5
- Функции проекта……………….…….. ............................................6
- Воспитательные функции участников проекта …………………..6
- Направления воспитательной работы в шестой школьный день..7
- Предполагаемый результат…………………………………………9
- План реализации проекта………….………………………………..10
- 10.Литература…………………………………………………………..28
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Внимание к личности ребенка, его индивидуальности, раскрытие, развитие и реализация его способностей, личностных качеств обязывает искать эффективные подходы к организации воспитательного процесса.
В нашем учреждении проводится серьезная работа по содержательному наполнению свободного от учебы дня, наметилась определенная стабильность и системность в его организации.
Задача обеспечения эффективной занятости учащихся в субботний день в настоящее время является неотъемлемой составляющей образовательного процесса учреждения.
Ключевым моментом является обеспечение четкой организации свободного времени детей и подростков – вовлечение всех учащихся в физкультурно-оздоровительную, трудовую и культурно-досуговую деятельность, занятия спортом, туризмом, художественным и техническим творчеством в различных объединениях по интересам, обеспечение в полном объеме функционирования компьютерных классов, библиотеки и спортивной базы учреждения образования.
Организованная таким образом деятельность в субботний день увеличивает пространство, в котором дети могут развивать свою активность, демонстрировать те качества, которые часто остаются невостребованными в образовательном процессе. Наш педагогический коллектив стремится к тому, чтобы в шестой день недели учащиеся могли принять активное участие в мероприятиях, направленных на укрепление физического, психологического и морального здоровья школьников, их интеллектуального развития, гражданского становления, а также получили положительный эмоциональный заряд.
Организация шестого школьного дня воспринимается педагогическим коллективом как сложный комплексный процесс, затрагивающий всех участников образовательного процесса, т.к. его эффективность напрямую зависит от коллегиального подхода в построении модели деятельности, выработке индивидуальной, специфической формулы субботнего дня.
Проект «Субботний дайджест» позволит проводить работу в шестой день с учётом всех направлений Концепции и Программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь, расширить и укрепить связи с родительской общественностью и социумом. А учащиеся будут иметь возможность самореализации и раскрытия личностного потенциала.
ЦЕЛЬ: формирование единого воспитательного пространства в шестой школьный день, направленного на укрепление физического, психического, нравственного здоровья учащихся и становления личности как субъекта всех сфер жизнедеятельности, через реализацию проекта «Когда зовёт сердце».
ЗАДАЧИ:
- создать условия для развития личностных качеств учащихся, раскрытия их способностей на основе реализации интересов, потребностей, запросов родителей;
- создание необходимых условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся;
- создать условия для деятельности детских, молодежных объединений и совершенствования самоуправления в шестой школьный день;
- осуществлять профилактику девиантного поведения учащихся, негативных социальных явлений в детской и молодёжной среде;
- формировать устойчивый интерес к познавательной деятельности, актуализировать творческие способности учащихся;
- вовлекать законных представителей в совместную с учащимися и педагогами активную творческую деятельность.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА
- Учащиеся 1-10 классов.
- Воспитатели 1-10 классов.
- Учителя начальных классов.
- Учителя-дефектологи.
- Учителя-предметники.
- Педагог-организатор.
- Социальный педагог.
- Педагог-психолог.
- Библиотекарь.
- Медицинские работники.
- Администрация учреждения.
- Законные представители учащихся.
ЭТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
- Организационный этап (август 2022 года):
§ планирование и организация работы творческой группы по созданию проекта шестого школьного дня; § изучение интересов и запросов учащихся и родителей; § активизация деятельности педагогов, учащихся и их законных представителей в шестой школьный день по организации и проведению деятельности в рамках проекта; § работа с законными представителями по формированию мотивации к участию в мероприятиях шестого школьного дня. |
2. Основной этап (сентябрь 2022 года – май 2023 года): § реализация проекта; § поиск и внедрение перспективных воспитательных технологий, направленных на организацию совместной комплексной деятельности; § вовлечение максимального количества учащихся, родителей в спортивно-массовую и физкультурно-оздоровительную деятельность. 3. Обобщающий этап (июнь 2023 года): § мониторинг эффективности осуществления проектной деятельности; § выявление соответствия результатов целям проекта; § анализ реализации проекта. |
ФУНКЦИИ ПРОЕКТА
Образовательная (обеспечивает обучение, воспитание и развитие личности в образовательном процессе).
Информационная (предлагает передачу педагогом учащемуся максимального объема информации, из которой последний берет столько, сколько хочет и может усвоить).
Ориентационная (способствует формированию социальной, ценностной, профессиональной ориентации учащегося в свободное время).
Коммуникативная (расширяет возможности, круг делового и дружеского общения учащегося со сверстниками и взрослыми в свободное время).
Социальной адаптации (обеспечивает механизмами и способами вхождения учащегося в сложную обстановку нестабильного общества).
Компенсаторно-коррекционная (обеспечивает условия для оптимального продвижения каждого учащегося в той или иной деятельности и в общем развитии).
Релаксационная (реализует право учащегося на отдых и развлечения).
Воспитательные функции участников проекта
Директор учреждения: координирует и определяет содержание и основные направления работы, содействует укреплению благоприятного психологического климата, создает надлежащие условия для творчества педагогов и развития детей.
Заместители директора:
- по учебной работе: непосредственно организует работу педагогов по проведению учебных занятий, факультативов, занятий по интересам, оказывает методическую помощь по вопросам учебной работы с учащимися.
- по воспитательной работе: непосредственно организует работу педагогов в школе и ее микрорайоне по проведению воспитательных мероприятий, занятий клубов, кружков и секций, оказывает методическую помощь по вопросам воспитательной работы с учащимися, аккумулирует информацию о возможностях организации досуговой занятости, использует ее при планировании, доводит ее непосредственно исполнителям, обеспечивает нормальное функционирование всех основных направлений внеурочной воспитательной работы, вовлекая в нее педагогов, учащихся и законных представителей.
Педагог-организатор:
- принимает непосредственное участие в подготовке и разработке сценариев проводимых мероприятий;
- организует участие в них детей;
- организует работу детских объединений и организаций, общешкольного самоуправления.
Воспитатели:
- организуют участие детей в мероприятиях шестого дня недели;
- планируют и организуют работу непосредственно с классными коллективами;
- проводят работу с семьей, привлекают законных представителей к воспитательной работе в шестой школьный день;
- проводят индивидуальную работу с учащимися.
Учителя: принимают непосредственное участие в подготовке и разработке сценариев проводимых мероприятий в рамках тематических недель.
Социальный педагог, педагог-психолог:
- организуют консультации для законных представителей, учащихся, учителей;
- проводят мероприятия направленные на укрепление психофизического здоровья, на социальную адаптацию учащихся;
- принимают участие в проводимых мероприятиях.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ШЕСТОЙ ШКОЛЬНЫЙ ДЕНЬ
Взаимодействие
- организация общения и взаимоотношений в системах «учитель-учащийся, учащийся-учащийся, учитель-учащийся-родитель»;
- изучение индивидуальных особенностей учащегося, его развития, интересов, жизненных навыков;
- включение учащихся в различные виды деятельности по интересам в рамках, имеющихся в учреждении объединений по интересам, секций, клубов, трудовых объединений;
- создание положительной эмоциональной атмосферы общения;
- изучение положения ребёнка в коллективе и его проблем во взаимодействии, организация коррекционной работы по проблеме на материале диагностики;
- анализ эффективности воспитательного воздействия
Воспитательная среда
- сплочение детского коллектива;
- формирование благоприятной эмоциональной атмосферы;
- включение учащихся в различные виды социально-активной деятельности;
- развитие детского самоуправления;
- деятельность детских и молодёжных организаций
Социум
- работа с семьёй, привлечение законных представителей к воспитательной работе в шестой день;
- взаимодействие с культурными организациями.
Здоровье
- медико-санитарное просвещение по сохранению, развитию и коррекции собственного здоровья через систему воспитательных мероприятий внутри класса, школы;
- физкультурно-оздоровительные мероприятия;
- спортивно-массовая работа.
Нравственность
- развитие желания знать, понимать и действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях;
- воспитание навыков правильного поведения в экстремальных жизненных ситуациях;
- воспитание интереса к самому себе, желания учащегося самосовершенствоваться;
- развитие волевых качеств учащегося, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон;
- формирование позитивного отношения к обычаям, традициям своего народа, своей семье;
- формирование умения слушать и слышать, смотреть и видеть, осознавать и делать вывод о самом себе;
- сотрудничество с законными представителями и педагогами в данном направлении, с использованием активных форм взаимодействия.
Семья
- проведение индивидуальных и групповых консультаций с учетом назревшей необходимости;
- привлечение законных представителей к сотрудничеству сотворчеству детей и родителей в классе;
- поощрение законных представителей, активно участвующих в жизни класса.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
- Создание системы работы в шестой день, направленной на разностороннее развитие личности учащегося.
- Внедрение передовых форм и методов приобщения учащихся к здоровому образу жизни.
- Активизация интереса у учащихся и родителей к занятиям физкультурой и спортом.
- Профилактика асоциального поведения учащихся.
- Активизация деятельности родителей, повышение их роли в воспитании детей.