РУС БЕЛ ENG

Страничка учителя-дефектолога

Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. О нарушениях речи говорят, если речевые навыки ребенка не соответствуют его возрасту. Они могут проявляться в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи. По степени тяжести речевые нарушения можно разделить на те, которые не являются препятствием к обучению в массовой школе, и тяжелые нарушения, требующие специального обучения. Из тяжелых нарушений речи учащихся, обучающихся в ГУО "Специальная школа-интернат г.Новогрудка" чаще всего встречаются алалия, афазия, ринолалия и различного типа дизартрии. К тяжелым нарушениям речи относятся также некоторые формы заикания, если этот дефект лишает ребенка возможности обучаться в массовой школе. Обычно сюда относят заикание в сочетании с общим недоразвитием речи. Образовательный процесс в специальной школе осуществляется по учебным планам специального образования на уровне общего среднего образования.

 

Что такое пересказ?

27.01.2023

Что такое пересказ? Что нужно, чтобы ребёнок мог легко пересказывать любые тексты? 

 

🔷️Образовательный процесс построен таким образом, что большинство знаний учащиеся получают посредством пересказа. Однако для многих это очень трудное задание.

Под пересказом понимают изложение прочитанного текста своими словами. Умение пересказывать обогащает словарный запас, развивает память и мышление. В будущем он поможет научиться писать изложение и развернуто выражать свои мысли. 

Хотите избежать проблем в обучении? Учите уже сейчас ребёнка правильно готовиться к осмысленному пересказу текста. И чем раньше вы начнёте это делать, тем быстрее ребёнок освоит его алгоритм.

🔷️Требования к пересказу:

1. Это должны быть доступные по содержанию произведения, которые могут научить чему-то полезному, персонажи которых имеют яркие черты характера, а мотивы их поступков понятны ребенку. 

2. Сюжеты должны иметь четкую композицию и выраженную последовательность действий. 

3. Произведения нужно подбирать такие, чтобы ребенок не только мог их пересказать, но и выразить свое мнение и понимание, что очень полезно для его развития в целом. 

4. Необходимо учитывать также объем текста и его занимательность. Так, можно использовать для пересказа народные сказки, небольшие по объему рассказы В.Бианки, М.Пришвина, Н.Д.Ушинского. Лучше всего подбирать тексты, связанные с привычными для детей ситуациями, или такие, которые могут активизировать их воображение и повлиять на чувства. 

🔷️Как подготовить пересказ текста?

1. Чтобы пересказать текст, его нужно понять. Понимание текста начинается с его полного восприятия. Таким образом, читаем текст. 

2. Выясняем, нет ли незнакомых и непонятных слов. Если такие слова есть, то разъясняем их значение. 

3. Разбиваем текст на смысловые части – составляем план. Для лучшего запоминания можно нарисовать к каждой части пиктограмму — маленькое схематическое изображение.

4. Переходим к работе над образами, вспоминаем, как автор описывает те или иные события, зачитываем характеристики из текста. Рассматриваем иллюстрации, если они есть. Просим ребенка высказать свое мнение о прочитанном.

5. Ещё раз перечитываем текст целиком.

6. Пересказываем текст с опорой на план и ключевые слова.

Пересказу нужно учить, начиная с дошкольного возраста. Этот навык не появляется за один день или месяц. Здесь требуется кропотливая постоянная работа. Однако этот труд будет вознагражден самостоятельным качественным выполнением домашних заданий вашими детьми в будущем. Согласитесь, что очень заманчивая перспектива.

Желаем успехов!

свернуть

Речевая среда имеет большое значение для развития речи ребенка.

24.01.2023

Речевая среда имеет большое значение для развития речи ребенка. Ребенок имитирует речь взрослых, с которыми общается чаще всего, а именно - родителей. Речь родителей – основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для дошкольников. Дети дошкольного возраста, подражая окружающим, перенимают не только все тонкости правильного произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства речи, которые встречаются у взрослых. Поэтому необходимо контролировать свою речь, подмечать собственные речевые недостатки, вслушиваться в собственную речь, ставить чаще перед собой вопросы: как звучит моя речь?

Некоторые недочеты речи взрослых:

1.Немногословность. 

Некоторые родители-«молчуны» из-за своих индивидуальных особенностей совсем мало разговаривают между собой. Как правило, в семьях, где у родителей нет ни времени, ни желания общаться с детьми, речевое развитие последних также задерживается.

2. Нечеткая артикуляция, которая приводит к невнятной речи и затрудняет понимание.

3. "Сюсюканье" - намеренное искажение слов или звуков, упрощение сложных слов (машина – «бибика», кушать – «ням-ням»), подражание детскому произношению, чрезмерное употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов.

4. Употребление в речи слов-паразитов ("это", "короче").

5. Торопливость речи

6. Передразнивание ребенка.

Сказал он что-то неправильно, забавно, все посмеялись, не объяснили, как надо, и ввели это слово в обиход. И вот уже вся семья говорит «бабака» вместо «собака».

Таким образом, общаясь с детьми, взрослый должен обратить внимание на следующее:

Не допускать в разговоре с детьми повышенного тона, грубых выражений. 

В общении с детьми, взрослый не должен загромождать свою речь непонятными словами, сложными оборотами, длинными фразами. Речь лучше воспринимается детьми, если она состоит из коротких фраз.

Словарь взрослого должен быть не только богатым и точным, слова взрослые должны произносить грамотно, правильно ставить в словах ударение. Нужно чаще употреблять слова, которые обозначают цвета, оттенки цвета, материал, форму, величину предметов и др. Когда Вы правильно и точно называете предметы, у ребенка начинают появляться вопросы к Вам – почему так называется? Это отличный повод поговорить с малышом. И это будет жизненное занятие, которое полезно и для интеллекта, и для речи ребенка и которое не потребует ни специальных книжек или картинок, ни Вашего времени.

Главные составляющие красивой речи: правильность, четкость, внятность, умеренный темп и громкость, богатство словарного запаса и интонационная выразительность. Такой и должна быть в первую очередь и Ваша речь!

Желаем успехов!

свернуть

Зачем ребенку учить стихи?

18.01.2023

Почему именно стихи?

Заучивание стихов наизусть в детском возрасте – один из важных обучающих и развивающих моментов в жизни каждого человека. Стихи обладают мелодичностью и лучше воспринимаются ребенком, повышают его внимание и возбуждают интерес. Заучивание наизусть стихотворных произведений – самый верный способ развития ребёнка.

 

Стихи помогают структурировать информацию в голове. 

Любое стихотворение сложено согласно определённой логике и имеет чёткую структуру. Запоминая его, ребёнок как бы впитывает эту структуру, анализирует её, а значит, его мозг в это время активно развивается.

 

Стихи учат ребёнка быть любопытным и уверенным в себе.

Наша память устроена так, что человек не может запомнить то, чего он не понимает. В стихотворениях детям часто встречаются новые слова. И пока они не узнают, что эти слова означают, им будет трудно выучить стихотворение. Неизвестные слова всё время будут вылетать из головы и тормозить процесс. Дети, знающие много стихов, обладают очень высоким интеллектом. В дальнейшем они хорошо учатся в школе, легче воспринимают школьный материал.

 

Стихи способствуют развитию речи, пополняют словарный запас. Даже самое обычное и простенькое четверостишие содержит множество слов, которые мы не так часто употребляем в повседневной жизни. А сами речевые конструкции в стихах гораздо сложнее и интереснее, чем в обыденной жизни. У ребёнка, который многократно проговаривает стихотворение, речь становится более богатой и сложноорганизованной.

 

Стихи развивают память.

Мозг ребенка способен в памяти удержать около 200 коротких стихотворений. Чем интенсивнее тренировать память, тем лучше она будет функционировать и развиваться.

 

У ребенка развиваются фонематический слух и важнейшие навыки текстового мышления. 

В детских стихах очень много созвучий, которые замечательно развивают язычок и способствуют формированию правильной артикуляции. Стихи учат прислушиваться к звучащему слову и улавливать взаимосвязь между звуками. 

 

Стихи формируют кругозор и эмоциональный интеллект ребёнка.

Мир стихотворений совершенно особенный — он помогает не только расширить кругозор, но и развивает эмоциональный интеллект. Кроме того, стихи воспитывают особое отношение к литературе, открывая ребенку прекрасный мир поэзии. Поэтому не нужно сердиться на школьную программу, которая предусмотрела детям для заучивания слишком длинные и сложные стихотворения. Поймите, что так будет лучше для вашего же ребенка.

Желаем успехов!

свернуть

Как научить ребенка читать?

09.01.2023

Как научить ребёнка читать? Как это сдел­ать правильно и​ быс­тро?

 

🔹Один ребёнок уже в​ три года знает весь алфавит, а​ другой только к​ пяти годам начинает проявлять интерес к​ книгам. Многие​ родители торопятся​ в​ 3–4​ года​ научить​ детей​ читать​ и писать. Но так поступать не стоит. Дело не​ в​ возраст­е, а​ в​ готовности к​ освоению грамоты. Это плохо, когда ре­бёнок неправильно произносит большинство звуков. Сн­ачала речь, потом чтение. Иначе он может механичес­ки научиться читать, но понимать не буде­т. А это ведёт к про­блемам в школе.

🔹Обучение чтению след­ует начинать не​ с​ букв, а​ со​ звуков. Именно звуки он​ сл­ышит с​ рождения, а​ буквы​ — это средст­во записи звуков. На­учившись различать звуки в​ произносимых словах, сливать зву­ки в​ слоги, делить слова на​ слоги, реб­ёнок легко овладеет чтением. Чтению невозможно на­учиться путём заучив­ания букв.

🔹Существует много мет­одик и способов обуч­ения чтению. Один из них - звуковой мето­д. 

 

📍Звуковой метод​ обучения чтению (его еще называют фонети­ческий метод) состоит из следующих этапо­в:

1. Ребёнок учится сл­ышать и различать зв­уки в словах.

2. Учит, какими букв­ами записываются эти звуки.

3. Учится складывать написанные буквами звуки в слоги.

4. Читает слова, а потом – предложения.

 

📍Преимущества звуково­го метода:

1. Ребёнку не придется "переучиваться", он будет легко понимать учителя и выполнять его задания (наприм­ер, делить слово по слогам, различать гл­асные и согласные зв­уки и другие).

2. Метод развивает фоне­матический слух, который позволя­ет слышать и выделять звуки в словах, что способствует их​ правильному произнош­ению.

3. Учить читать по звук­овому методу можно​ в любом удобном месте, некоторые упражнен­ия можно выполнять даже на улице.

4. Для обучения не нужны дорогостоящие или сложные в изготовлен­ии пособия, не нужна какая-то особенная подготовительная раб­ота.​ Для большинства упражнений достато­чно только фломастера и листка бумаги, а для некоторых - не нужно будет даже и этого.

 

📍Минусы звукового мет­ода

1. Поскольку обучение чтению идет через анализ слова, через развитие фонематического слух­а, через звуки к сло­гам, через слоги - к словам, то это - до­вольно длительный пр­оцесс, требующий опр­еделенного уровня ра­звития ребенка, поэт­ому​ начинать заниматься по этому методу слиш­ком рано - просто бе­ссмысленно.

2. Научиться быстро и не задумываясь скл­адывать звуки в слог­и, а потом в слова, особенно если эти сл­ова - длинные и слож­ные, не так то прост­о. Для достижения бы­строй техники чтения необходимо много чит­ать и тренироваться.

3. Обычно первое вре­мя​ ребенок не понимает прочитанного, поскольку все его усилия будут направл­ены на то, чтобы про­читать и разобрать отдельные слова. Пони­манию прочитанного придется уделять отде­льное внимание.

 

✔️Когда начинать?

Основные показатели такой готовности:

1. Ребенок говорит отде­льными предложениями;

2. Внятно произносит бо­льшинство звуков;

3. Может последовательно рассказать, как он​ провел день в​ дет­ском саду или в​ гос­тях у​ бабушки;

4. Ориентируется в​ про­странстве, знает пон­ятия "влево", "вправ­о", "вверх", "вниз";

удерживает внимание, может заниматься од­ним делом (рисовать, лепить, собирать ко­нструктор и​ др.) 10­–15​ минут.

Если все приведенные факторы характерны для вашего ребенка, значит, он созрел для обучения. Если не все перечисленное им­еет место, то это не повод для грусти, а руководство к дейст­вию: вам будет понят­но, в каком направле­нии работать. А буквы и слоги еще выучите – все только начин­ается.

Материал подготовила учитель Наталья Николаевна Гостило

свернуть

Мнемотехника в развитии связной речи

09.12.2022

Мнемотехника в развитии связной речи

Мнемотехника — это совокупность приёмов, увеличивающих объём памяти и облегчающих запоминание информации. Мнемотехника позволяет связывать абстрактные понятия с событиями и явлениями из жизни, упрощая тем самым процесс запоминания. У детей младшего школьного возраста ведущий вид памяти - зрительно- образный. Можно много раз повторить стихотворение, но учащийся всё равно будет путать слова и предложения. Однако, нарисовав сюжет, или представив схему из картинок, знаков и слов, ребенок быстро сообразит, что к чему. Использование приёмов мнемотехники лучше всего начинать с 4-5 летнего возраста, когда накоплен основной словарный запас.

📍Методика использования мнемотехники помогает детям: 

✔️легче запоминать стихи, загадки, рассказы;

✔️выстраивать логическую цепочку событий, легко запоминать информацию и воспроизводить историю в правильном порядке;

✔️обогащать словарный запас;

расширять представления об окружающем мире.

Что нужно для того чтобы заниматься мнемотехникой? Для того чтобы занятия проходили с пользой, стоит придерживаться нескольких простых правил:

▶️Начинайте с простого. Сначала познакомьтесь с единичными изображениями, а потом постепенно добавляйте сложность. Чтобы у ребенка была уверенность в своих силах.

▶️Не нагружайте детей. Если информации очень много ребенок устанет и не будет положительного эффекта от занятия.

▶️Изображения должны быть красочными и обязательно цветными, чтобы привлекали внимание ребенка, так как они быстро запоминают цветные образы.

▶️Меняйте тему занятий, чтобы не пропал интерес. 

▶️Занимайтесь всегда только в хорошем настроении.

▶️И самое главное - всё только только в игровой форме. Заметили, что пропало внимание и интерес ребенка, закончите тренировку. Продолжить можно в другое удобное для Вас время.

Желаем успехов!

свернуть

Слоговая структура слова - основа грамотного чтения и письма

06.12.2022

Слоговая структура слова - основа грамотного чтения и письма

​Слоговая структура слова – порядок расположения количества слогов в слове.​ 

Трудности произнесения учащимися многосложных слов и слов сложной слоговой структуры наблюдаются в следующем:

✔️пропуск звуков;

✔️перестановка ​ или замена звука ​ на близкий звук по звучанию;

✔️перестановка слогов местами;

✔️опускание окончаний слов (недоговаривание) или упрощение слова до более простого, знакомого.

Искажение слоговой структуры слов детьми до 3 лет может быть вариантом физиологической нормы. Если подобные нарушения не исчезают из речи ребёнка к 4-5 годам, то это свидетельствует о наличии нарушения слоговой структуры слова, требуется помощь логопеда. Ошибки из устной речи​ довольно часто переносятся на письмо. Учащиеся, не усвоившие правильное воспроизведение​ длинных, многосложных слов становятся неуспевающими по русскому языку. 

Это происходит по ряду причин:

✔️недоразвитие фонематического слуха: ребенок не воспринимает четкую конструкцию слова, ​ отдельные элементы-звуки или слоги, просто «выпадают» из поля его восприятия;

✔️нечеткая дикция ​ приводит к «проглатыванию» звуков и слогов, искажая структуру слова;

✔️недостаточный объем​ слухоречевой памяти, вследствие чего ребенок пропускает слоги или опускает окончания слов;

✔️низкий​ уровень словарного запаса не даёт возможности овладеть точным употреблением слова в нужный момент времени: слова «путаются» с другими по близкому звучанию или произносятся искаженно​ без​ понимания их смыслового значения.

Нарушение слоговой структуры слова сохраняется у учащихся с речевыми нарушениями на протяжении многих лет, обнаруживаясь всякий раз, как только ребенок сталкивается с новой звуко – слоговой и морфологической структурой слова. Поэтому необходима коррекция не только звукопроизношения, но и слухомоторных координаций (воспроизведение ритмов по слуховому образцу), коррекция речевого дыхания, развитие артикуляционного праксиса, т.е. способности произносить звуки речи и их комбинации (слова). Нарушение слоговой структуры носит стойкий характер и требует длительной, грамотно построенной коррекционной работы. Поэтому чем раньше Вы решите проблему или предотвратите ее, тем легче будет Вашему ребенку дальше в учебе!

Желаем успехов!

свернуть

Что такое логопедический массаж и в чём его особенности?

02.12.2022

Что такое логопедический массаж и в чём его особенности? 

Логопедический массаж – это техника прямого воздействия пальцами или специальными приспособлениями (зондами, шпателями, насадками) на мышцы участвующие в работе артикуляционного аппарата (лица, головы, шеи, языка, щек, губ, нёба). Его цель – нормализация мышечного тонуса. Поэтому, прежде всего, назначается с целью коррекции произношения. Часто такой массаж назначают и ребятишкам, которые не разговаривают. Не стоит ожидать, что неговорящие малыши после массажных манипуляций сразу заговорят, но такая процедура поможет им легче справиться с задержкой речевого развития. Показанием к логопедическому массажу является дизартрия, заикание, ринолалия, нарушения голоса, нарушение тонуса мышц артикуляционного аппарата. Его полезно проводить детям с повышенным слюноотделением, невнятным звукопроизношением. Чего же можно добиться при помощи логопедического массажа?

✔️Улучшить работу и подвижность мимических мышц, а также мышц языка, щек и губ.

✔️Повысить чувствительность речевого аппарата.

✔️Снизить повышенный тонус мышц, которые отвечают за произношение звуков.

✔️Оказать помощь в правильной постановке звуков.

✔️Решить проблему с усиленным слюнотечением.

Массаж назначается после обследования ребенка курсами по 10-20 занятий. Процедуры должны быть ежедневными, с постепенным увеличением времени, начиная с 2 минут. Максимальная продолжительность одного сеанса зависит от возраста ребенка и его речевого нарушения. Логопедический массаж эффективен, но только при условии, что его выполняет квалифицированный логопед. В нашем учреждении образования логопедический массаж проводят специалисты, прошедшие курсы повышения квалификации и имеющие соответствующий сертификат. Возможно ли проведение элементов логопедического массажа родителями ребенка дома? Возможно, но только после консультации со специалистом, который должен объяснить все тонкости этого процесса. Нужны ли специальные инструменты и оборудование для проведения логопедического массажа? Для различных техник массажа применяются насадки на пальцы, шпатели, зубные щетки, зонды, вибромассажеры. Ребенок в ходе процедуры лежит на массажной кушетке. Чтобы логопед мог контролировать ход процедуры, используется большое зеркало. Проведение массажа не исключает обычной коррекционной работы, он лишь является хорошим дополнением к ней.

Желаем успехов!

свернуть

LEGO-конструирование и развитие речи.

29.11.2022

Тренируя пальцы, развиваем речь

Одно из направлений применения LEGO-конструирования – развитие речи. 

В работе с LEGO можно выстроить систему, где будут задействованы все стороны речи от фонематического восприятия до формирования связной речи. Для этого игру можно разнообразить различными упражнениями, беседами, дополнениями. При работе с LEGO хорошо отрабатывать грамматические конструкции: согласование числительных с существительными (сколько в твоём домике окошек? сколько ягодок на кустике?). Работа над пересказом, рассказом, диалогом становится более эффективной. Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объёмному образу декораций из конструктора, помогает ребёнку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развёрнутым и логичным. При этом работа над связной речью ведётся в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности. Предлагаем Вам окунуться в мир LEGO и на практике увидеть, как конструктор способствует развитию речи учащихся младшего школьного возраста.

«Моделируем слова»

Задача:​ формировать умение производить звуковой анализ слов, определять количество слогов, звуков в слове и обозначать их кубиками красного, зелёного и синего цвета.

«Какие звуки ты слышишь?»

Задача:​ отрабатывать дифференциацию звуков по твёрдости и мягкости.

«Построй предмет, который начинается со звука «Д»

Задача: формировать умение слышать первый звук, сооружать постройку на заданный звук.

«Сколько слогов в слове»

Задача: закреплять и совершенствовать умение делить слова на слоги, определять их количество в слове.

«Придумай предложение»

Задача:​ формировать умение составлять предложение с заданным количеством слов, развивать речевую активность и быстроту мышления.

«Составь схему предложения»

Задача:​ формировать умение составлять схему предложения, определять количество слов и обозначать количество слов деталями заданного цвета.

«Моделируем буквы»

Задача: формировать умение выкладывать на панели буквы с помощью деталей LEGO, закреплять знание букв алфавита. Работа по развитию речи с применением LEGO-конструирования делает образовательный процесс более результативным.​ Чем разнообразнее будут приемы, тем успешнее будет формирование речи. У Вас всё получится. Желаем удачи!

свернуть

Кинезиология – гимнастика для ума.

24.11.2022

Кинезиология – гимнастика для ума.

Развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики. Поэтому в коррекционной педагогике широкое распространение приобрели методы кинезиологии. Кинезиология относится к здоровьесберегающим технологиям. Кинезиологические упражнения повышают стрессоустойчивость, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма.​В Занятия проводятся в доброжелательной обстановке стоя или сидя за столом, при этом​ от детей требуется точное выполнение движений и приемов.

Предлагаем Вашему вниманию некоторые кинезиологические упражнения:

«Колечко». Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д.

«Кулак—ребро—ладонь».​ Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга.

«Зеркальное рисование».​ Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы.

«Ухо—нос».​ Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

«Домик». Соединить концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажать на пальцы левой руки и наоборот.

«Дом – ёжик – замок». Дом – пальцы рук соединить под углом, большие пальцы соединить, ёжик – поставить ладони под углом друг к другу, расположить пальцы одной руки между пальцами другой руки, замок – ладони прижать друг к другу, пальцы переплести.

«Цепочка». Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д.

«Ножницы». Перекрестные движения руками перед собой, меняя правую и левую руки.

Как правило, кинезиологические игры сопровождаются рифмованными стихами, попевками или сказками, которые способствуют расширению словарного запаса ребенка.

свернуть

Фонематический слух – это способность слышать и различать все звуки речи.

Фонематический слух – это способность слышать и различать все звуки речи. Его называют фонематическим от слова «фонема» - звук.

✔️Зачем нужен фонематический слух? Он помогает различать слова и формы слов, похожие по звучанию, правильно понимать смысл сказанного. Если ребёнок плохо умеет различать звуки, он будет воспринимать то, что услышал, а не то, что ему сказали на самом деле. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Нарушение и недоразвитие фонематического слуха значительно затрудняет обучение грамоте.

❓Как заметить, что у ребёнка нарушен фонематический слух?

✔️ребёнок изолированно произносит звук правильно, но в речевом потоке допускает замены: «коза» вместо «коса»;

✔️пропускает или меняет местами согласные и гласные в словах: «витаним» вместо «витамин».

❓Каким же образом развивать у ребенка фонематический слух?​

🔹Лучше всего это делать в игре.

📍Игры и упражнения для развития фонематического слуха:

✔️«Повтори за мной». Необходимо повторить за взрослым звуки разной последовательности: а-о-и, и-у-ы.

✔️«Поймай звук».​ Взрослый говорит какое-то слово, а задача ребенка — при произношении заранее оговоренного звука хлопнуть в ладоши.

✔️«Доскажи слово».​ Ребенку говорят начало фразы, а он должен её закончить: чтобы играть, нужна игра, чтобы шить, нужна… (игла).

✔️«Какой звук?».​ Взрослый называет 3-4 слова, в которых есть один и тот же звук:​ лопата, стол, молоко,​ ложка​ – ребёнок должен догадаться, какой звук есть во всех названных словах.

✔️«Отвечай, не торопясь». Найди в комнате предметы, в названии которых есть звук К.. (кукла, кубики, карандаши, книга..); подбери слово, чтобы первый звук был М… (Маша, муха, машина…).

✔️«Верно – неверно».​ Взрослый показывает ребёнку картинку и называет её, каждый раз заменяя первый звук:​ шамолёт, замолёт, самолёт. Ребёнок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит слово, произнесённое верно.

Заучивание фонематических потешек для дифференциации звуков
Куча-туча
Ветер с моря гонит​ тучу,
Мы сгребаем листья в​ кучу.
Туча​ в небе дождевая,
Куча​ мусора большая.
Уважаемые родители! Развивая фонематический слух, Вы облегчите ребёнку процесс освоения чтения и письма. Желаем успехов

свернуть

Дисграфия

08.11.2022

В тетради у вашего ребёнка творится что-то невообразимое? Куда-то пропадают или меняются местами буквы, а иногда и целые слоги, вместо одних букв внезапно появляются другие, абсолютно искажающие смысл слова? Как понять, что причина ошибок на письме не в лени и нежелании учить правила, а в том, что у ребенка дисграфия и ему требуется помощь логопеда?

Что же такое дисграфия?

Дисграфия - это частичное специфическое нарушение письма. Трудности овладения письмом – явление нередкое в начальной школе. Они обнаруживаются в первом классе и в значительном числе случаев сохраняются и позднее, отчётливо проявляясь при повышении требований к письменной речи.

Какие ошибки на письме у детей являются проявлением дисграфии:

Ребенок не понимает, как правильно писать букву. Он может написать ее в другую сторону, не дописать какой-то элемент или заменить другим, похожим, и не заметить этого.

Пропуск букв или смена их положения в слове.

Не дописывает слова, пропускает, переставляет местами или добавляет лишние буквы и слоги.

Может начать писать в середине листа, выйти за поля, перенести слово на следующую страницу.

Не может правильно разделить предложения на слова (слова сливаются друг с другом)

Не понимает, где заканчивается одно предложение и начинается другое, и какой знак препинания нужно поставить в конце.

На что нужно обратить особое внимание:

Если Ваш ребенок левша.

Если Ваш ребенок слишком рано пошел в школу (когда у ребенка еще не наступила психологическая готовность к обучению).

Если у Вашего ребенка есть проблемы с пространственной ориентацией, памятью, вниманием.

Если Ваш ребенок чрезмерно активный.

Если у ребёнка нарушено звукопроизношение.

Самыми эффективными методами коррекции являются:

упражнения для развития координации движений и мелкой моторики;

задания и игры для развития памяти, внимания, мышления;

работа над звукопроизношением;

игры и упражнения для развития фонематического восприятия, звукового анализа (ребусы, загадки, скороговорки);

задания для правильного понимания букв, звуков, слов;

работа по формированию лексико-грамматического строя.

Помните!

Дисграфия никогда не возникает "из ничего"! ​ Работа по устранению дисграфии должна начинаться не в школе, когда обнаружатся специфические ошибки на письме, а в дошкольном возрасте, задолго до начала обучения ребенка грамоте. Поэтому будьте внимательны к своим детям. Не бойтесь обращаться к специалистам, которые составят вашему ребёнку индивидуальный план по коррекции нарушения и обязательно помогут справиться с проблемой!

свернуть

Дислексия

25.10.2022

Важнейший учебный навык, формируемый в школе, – это чтение. Сформированный навык чтения выступает для учащегося способом приобретения знаний, основным средством учения. Однако он является достаточно непростым объектом освоения, особенно для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Дислексия — это специфическое нарушение процесса чтения. Основные проявления дислексии:

1. Замена и смешение звуков при чтении

2. Побуквенное чтение

3. Искажение звуко-слоговой структуры слова, которые проявляются в пропусках, добавлениях, перестановках звуков, пропусках, перестановках слогов

4. Нарушение понимания прочитанного (отдельного слова, предложения и текста)

5. Отмечаются нарушения падежных окончаний, согласование существительного и прилагательного, окончаний глаголов и др.

6. Часто наблюдается нарушения звукопроизношения

7. Бедность лексического запаса, неточность употребления слов

Результаты проявлений дислексии:

снижение успеваемости;

снижение самооценки ребенка;

нежелание учиться, боязнь самого процесса чтения и школьного обучения в целом

нарушение процесса социализации.

Многолетняя практика показывает, что родители детей, страдающих дислексией, обращаются за помощью тогда, когда проблемы нарастают как снежный ком. Учителю-дефектологу приходится иметь дело с достаточно запущенной проблемой, осложнённой неудачными попытками родителей решить её самостоятельно.

Что делать, если у ребёнка обнаружилась дислексия?

Ранняя диагностика и оказание специализированной коррекционной помощи значительно повышают шансы на успех, способствует профилактике невротизации ребенка, нормализации самооценки и достижению успеваемости по школьным предметам.​ Чем позже оказать помощь ребенку с дислексией, тем более серьёзные последствия и менее оптимистичный прогноз коррекции вы получите.

Наиболее оптимальным и правильным решением является обучение в специальной школе, при котором:

​выстроена система коррекционно-педагогической работы группы специалистов учреждения образования;

осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся в процессе уроков, коррекционных занятий, во внеучебной ​ деятельности с учётом имеющихся затруднений.

В арсенале учителей-дефектологов нашего учреждения образования имеются многочисленные эффективные методы и приёмы обучения чтению.

Дислексия поддаётся коррекции, но для её устранения кому-то понадобятся годы работы, кому-то – месяцы. Эффективность зависит от степени нарушения и своевременности обращения родителей к специалистам.

свернуть

Речевые игры дома

21.10.2022

Все усилия педагогов без помощи родителей будут недостаточны, а иногда и безрезультатны. Учитывая большую загруженность родителей ежедневными домашними делами и накопленную к концу дня усталость, рекомендуем следующие игры и игровые упражнения, которые легко использовать в домашних условиях, на прогулке или перед сном ребенка. Для проведения игр можно использовать всё, что ваш ребёнок видит вокруг. При этом никакой дополнительной подготовки не требуется.

✔️Игра "Дорожка"

У каждого в доме найдётся крупа, которую можно использовать как пособие для игры. Выкладывая дорожку из крупы, ребенок повторяет звук, который нужно отработать. Крупу можно заменить любыми мелкими предметами: пуговицами, бусинками, конфетами и т.д.

✔️Игра "Узелки"

Ребенок произносит трудный звук, завязывая узелки на нитке. 

✔️"Посчитай»

Считаем всё, что можно посчитать. Например: одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок.

Можно добавить прилагательное: одно красное яблоко, два красных яблока…

пять красных яблок и т.д.

✔️«Подбери слово»

Ребёнку предлагается подобрать слово на какой-либо звук, сначала - любые слова, а потом - по лексической теме, например: «Назови фрукт, название которого начинается со звука А» (апельсин, абрикос, ананас…).

✔️«Большой - маленький»

Ребёнку предлагается назвать ласково (ложка - ложечка, стул- стульчик).

✔️«Отгадай загадку»

Загадки учат детей образно мыслить. Предлагайте детям отгадывать их как можно чаще.

✔️«Расскажи стихотворение»

Заучивайте с детьми стихотворения, они развивают память и мышление.

✔️«Давай искать на кухне слова»

Попросите ребенка подумать и сказать, какие слова можно «вынуть» из борща? (свекла, капуста… ) Из винегрета? Из холодильника? Плиты? Кухонного шкафа?

✔️«Приготовим сок»

Из яблок сок … (яблочный), из моркови … (морковный) и т.п. Справились?

А затем наоборот: апельсиновый сок из чего? (из апельсина) …

✔️«Где что спряталось?»

Попросите ребенка помочь найти «спрятавшиеся» предметы: кастрюлю, половник, табуретку … Оказывается, кастрюля «прячется» в шкафу, половник – на полке, табуретка – под столом, вилка лежит около ложки и т.д. А что висит на стене, стоит в холодильнике, лежит под шкафом, около стула?

💥Желаем успехов!!!

свернуть

Автоматизация звуков

Автоматизация – это умение произносить звук, не задумываясь, как это происходит. К закреплению поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении. Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности:

- автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);

- автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);

- автоматизация звука в предложениях;

- автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;

- автоматизация звука в коротких, а затем в длинных рассказах;

- автоматизация звука в разговорной речи.

Для автоматизации звука используются игры и упражнения, приёмы отраженного повторения и самостоятельного называния языковых единиц по картинкам, схемам, символам. Работа идет последовательно и постепенно, от простого к сложному.

Как долго длится автоматизация звука? 

Родители часто задаются вопросом, сколько времени должно занимать исправление звуков у ребенка. В среднем на замену одной привычки другой уходит 35-45 дней. Однако, при более серьезных нарушениях (алалия, дизартрия, ринолалия) сроки увеличиваются. Этот процесс в большинстве случаев занимает большой промежуток времени, так как подразумевает прохождение многих его этапов, требует немало усилий со стороны педагога, ребенка и его родителей, а также воспитателей и других педагогов, если ребенок посещает специализированное учреждение.

свернуть

Процесс формирования речи

Процесс формирования речи охватывает несколько возрастных этапов ребенка и соответствует следующим нормам развития. 
Рассказываем, какие этапы развития речи от рождения до 6 лет выделяют специалисты.
 
1.5 - 2 года
Словарь ребенка составляет приблизительно 50-70 слов. Малыш отвечает на простые вопросы, может выполнить простое поручение (например, отнести бабушке чашку, подать вещь или игрушку). Ребёнок легко повторяет за взрослыми несложные фразы и простые слова. Его произношению доступны все гласные и большинство согласных звуков; некоторые согласные звуки малыши заменяют более простыми, доступными, искажают звуки или их не произносят. 
 
К 3 годам малыши могут рассказать, как их зовут, к какому полу они относятся и сколько им лет (называя возраст, часто используют пальчики для наглядности); говорить предложениями, которые состоят из 3-5 слов; правильно выговаривать подавляющее большинство звуков (еще могут не получаться ж, ш, ч’, щ’, р, р’, л). В 3 года запас слов от 400 до 800. 
 
У ребенка 4 лет постоянно увеличивается объем активного и пассивного словаря. Он много разговаривает, любит слушать стишки и рассказы, запоминает и пересказывает сказки. В арсенале должно быть примерно 1000 слов. Ребенок 4 лет говорит короткими и простыми предложениями. В них не более 3 – 4 слов. Но речь постепенно совершенствуется: фразы становятся сложнее и длиннее. Он смягченно произносит согласные звуки, не хватает четкости в произношении свистящих и шипящих звуков — дети их пропускают или заменяют. 
Свистящие «ц», «с», «з» заменяют: «с» и «ц» — на «ф», «с» — на «т», «з» — на «д», «ц» — на «т».
Шипящие «ш», «щ», «ж», «ч» заменяют: «ш» — на «с» или «ф», «ж» — на «з» или «в», «ч» — на «ц» или «ть», «щ» — на мягкие «с» или «т».
Звуки «л» и «р» чаще пропускают или могут заменять мягким «л».
 
К 5 годам словарный запас составляет 2000 слов и более. Ребенок умеет хорошо обобщать и делать выводы. Речь становится более связной и точной. Практически все звуки, за исключением [р], произносятся правильно. Ребенок часто придумывает собственные слова, с легкостью запоминает несложные стихи. Кроме того, малыш уже может что-то правильно пересказать, построить простое монологическое высказывание, подробно описать вещь или игрушку, выучить и выразительно прочитать стихотворение.
 
Речевые навыки детей 6 лет 
Словарный запас достаточно большой, ребёнок употребляет слова разных частей речи, у него имеется достаточный запас знаний о предметах и явлениях окружающего мира. Грамматические ошибки (употребление предлогов, согласование имён существительных с числительными, изменение по падежам, согласование слов по родам и числам и др.) встречаются редко. Высказывания строятся из сложносочинённых и сложноподчинённых предложений. Чётко и правильно произносятся все звуки родной речи, кроме «Р». Он может управлять темпом и громкостью своей речи, к месту использует интонацию. Он отвечает на вопросы развёрнутыми фразами, может пересказать рассказ, сочинить свою историю, сказку, придумать рассказ по картинкам.
свернуть

Ринолалия

 А вы знаете, что такое ринолалия?
Ринолалия — это нарушение речи, проявляющееся в искажённом произношении звуков, связанное с дефектами строения и функционирования речевых органов. При ринолалии ребенок начинает позже говорить, устная речь бедна, невнятна, слова невыразительны. В школьном возрасте нарушения в устной речи перерастают в дисграфию (нарушения письма) и дислексию (нарушения чтения). Вследствие неправильного строения, в момент формирования звука, струя воздуха струя идёт не в том направлении, что приводит к искажению произносимого звука. Ринолалию иначе называют гнусавостью, и она действительно имеет такую характерную особенность как произношение слов и звуков «в нос». При возникновении ринолалии нарушения могут наблюдаться в носовой или ротовой полости. Поэтому существует три вида ринолалии: открытая, закрытая и смешанная. При открытой форме воздух идёт через нос. Это приводит к тому, что все произносимые звуки имеют носовой оттенок. Данная форма может развиваться из-за опухолевых новообразований, после оперативного вмешательства — удаления аденоидов, различных опухолей и искривлений в области носоглотки, при искривлениях носовой перегородки и образовании полипов в носовой полости. При закрытой форме полость носа оказывается непроходимой для воздушного потока, поэтому носовые фонемы лишаются присущего им своеобразного звучания. Чаще всего в роли непосредственных причин выступают заболевания носоглотки: риниты, аденоиды и новообразования, искривление носовой перегородки. Смешанная ринолалия — это соединение двух вышеперечисленных видов. Очень важно определить вид нарушения. Обследование проводится разными специалистами в области медицины: отоларингологом, неврологом, ортодонтом, логопедом. Коррекционная работа может продолжаться годы, но результат позволит развиваться во всех сферах деятельности, учиться, получить выбранную профессию.
свернуть

Нарушения речи. Какие они бывают?

08.10.2022

Нарушения речи. Какие они бывают?

К тяжёлым нарушениям речи относится алалия. Алалия – это тяжелое недоразвитие или полное отсутствие речи, вызванное органическим поражением речевых центров мозга. При этом нарушены все компоненты речи – фонетико-фонематический и лексико-грамматический. Различают следующие виды: моторную и сенсорную. При моторной алалии у детей часто наблюдаются нарушения не только речевого, но и моторного развития. Они не только испытывают затруднения при произнесении звуков, но также бывают неловкими, медлительными. Им сложно удержать равновесие, попрыгать на одной ноге, поймать и кинуть мяч, раскачаться на качелях и так далее. Ребенок испытывает затруднения, связанные с совершением сложных движений с мелкими предметами. Отсутствует способность удержать равновесие при ходьбе по бревну, прыжках на одной ноге. В дальнейшем при овладении речью у таких детей выявляются определенные затруднения: накопление словарного запаса идет очень медленно, фразу они строят с трудом, неправильно. В словах встречаются перестановки, сокращения, многообразные замены одного звука другим. Иногда у таких детей бывает своя речь, которую окружающие не понимают.При сенсорной алалии у детей существуют большие проблемы с запоминанием слов, непонимание значения выученного слова, неспособность сознательно использовать его, возникает повышенная восприимчивость к звукам, на которые обычно не обращают внимания: например, шуршание бумаги, шелест листьев. В процессе школьного обучения у учащихся с алалией, овладевших речью, может появиться нарушение письменной речи. Чтение вслух обычно затрудненно в той же степени, как и устная речь, но иногда, звуки, которые легко произносятся в устной речи, нарушаются при чтении. Для детей с алалией школьного возраста требуется особая организация обучения, которая осуществляется в условиях специальной школы. На коррекционных занятиях восполняются пробелы в речевом развитии детей, проводится работа по совершенствованию коммуникативной и обобщающей функций их речи. Работа строится индивидуализировано, в зависимости от речевых и личностных особенностей ребенка.

свернуть

Сегодня мы познакомим вас с одним из речевых нарушений. Дизартрия

03.10.2022
Сегодня мы познакомим вас с одним из речевых нарушений.
Дизартрия
Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, возникающее вследствие органического поражения центральной нервной системы. Основным отличительным признаком дизартрии от других нарушений произношения является то, что в этом случае страдает не произношение отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи. У детей-дизартриков отмечается ограниченная подвижность речевой и мимической мускулатуры. Дизартрия имеет различные проявления, помимо нарушения звукопроизношения, — в развитии общей и мелкой моторики, артикуляции, пространственной ориентации и др. Речь ребенка характеризуется нечетким, смазанным звукопроизношением; голос у него тихий, слабый, а иногда, наоборот, резкий; ритм дыхания нарушен; речь теряет свою плавность, темп речи может быть ускоренным или замедленным. Дети с дизартрией не любят и не хотят застегивать сами пуговицы, шнуровать ботинки, засучивать рукава, испытывают затруднения и в изобразительной деятельности, характерны также затруднения при выполнении физических упражнений и танцах.
Дети со стертыми формами дизартрии не выделяются резко среди своих сверстников, даже не всегда сразу обращают на себя внимание. Однако у них имеются некоторые особенности. Так, эти дети нечетко говорят и плохо едят. Обычно они не любят мясо, хлебные корочки, морковь, твердое яблоко, так как им трудно жевать. Немного пожевав, ребенок может держать пищу за щекой, пока взрослые не сделают ему замечание. 
Система логопедического воздействия при дизартрии имеет комплексный характер: коррекция звукопроизношения сочетается с формированием звукового анализа и синтеза, развитием лексико-грамматической стороны речи и связного высказывания. Спецификой работы является сочетание с дифференцированным артикуляционным массажем и гимнастикой, логопедической ритмикой, а в ряде случаев и с общей лечебной физкультурой, физиотерапией и медикаментозным лечением. Выявить нарушения речевого развития может на своих приёмах педиатр, невролог, психолог. Педагоги-дефектологи нашего учреждения образования проведут диагностику речевого развития, определят причину речевых нарушений, а также предложат рекомендации по возникшим вопросам.
свернуть