РУС БЕЛ ENG

Молодому специалисту

Фамилия, имя, отчество

Учебное заведение

Год окончания

Факультет

Специальность по диплому

Кем работает

1

Кветко Анастасия Юрьевна

Лидский колледж учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы» 

2021г.

Начальное образование

Учитель

Учитель начальных классов

2

Свороб Полина Игоревна 

Лидский колледж учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы» 

2020г.

Начальное образование

Учитель начальных классов

Учитель начальных классов

ПОЛОЖЕНИЕ О НАСТАВНИЧЕСТВЕ

государственного учреждения образования «Новогрудская специальная общеобразовательная школа-интернат для детей с тяжёлыми нарушениями речи, нарушениями психического развития, трудностями в обучении»

1. Общие положения

1.1. Школьное наставничество - разновидность индивидуальной воспитательной работы с молодыми специалистами.

Наставник - опытный учитель (воспитатель), обладающий высокими профессиональными и нравст­венными качествами, знаниями в области методики преподавания и воспитания.

Молодой специалист - выпускник, овладевший знаниями основ педагогики по программе ССУЗа или ВУЗа, проявивший желание и склонность к дальнейшему совершенство­ванию своих навыков и умений. Он повышает свою квалификацию под непосредственным руко­водством наставника по согласованному плану профессионального становления.

1.2.Школьное наставничество предусматривает систематическую индивидуальную работу опытного учителя по развитию у молодого специалиста необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельности. Оно призвано наиболее глубоко и всесторонне развивать имеющиеся у молодого специалиста знания в области предметной специализации и методики преподавания.

1.3. Правовой основой института школьного наставничества являются настоящее По­ложение, другие нормативные акты Министерства образования Республики Беларусь, регламентирующие вопросы профессиональной подготовки учителей и специалистов образовательных учреждений.

2. Цели и задачи наставничества

2.1. Целью школьного наставничества в образовательном учреждении является оказа­ние помощи молодым специалистам в их профессиональном становлении, а также формирование в учреждении кадрового ядра.

2.2. Основными задачами школьного наставничества являются:

· привитие молодым специалистам интереса к педагогической деятельности и за­крепление учителей в образовательном учреждении;

·ускорение процесса профессионального становления педагога и развитие способ­ности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанно­сти по занимаемой должности;

·адаптация к корпоративной культуре, усвоение лучших традиций коллектива учреждения и правил поведения в учреждении, сознательного и творческого отношения к выполнению обязанностей педагога.

3. Организационные основы наставничества

3.1. Школьное наставничество организуется на основании приказа директора учреждения.

3.2.Руководство деятельностью наставников осуществляет заместитель директора учреждения по учебной работе и руководители методических объе­динений, в которых организуется наставничество.

3.3. Руководитель методического объединения подбирает наставника из наиболее под­готовленных учителей, обладающих высоким уровнем профессиональной подготовки, комму­никативными навыками и гибкостью в общении, имеющих опыт воспитательной и методической работы, стабильные показатели в работе, богатый жизненный опыт, способность и готовность делиться профессиональным опытом, системное представление о педагогической деятельности и работе учреждения, предпочтительно стаж педагогической деятельности не менее пяти лет, в том числе не менее двух лет по данному предмету.

Наставник должен обладать способностями к воспитательной работе и может иметь одновременно не более двух подшефных.

3.4.Назначение наставника производится при обоюдном согласии предполагаемого на­ставника и молодого специалиста, за которым он будет закреплен приказом директора учреждения с указанием срока наставничества. Как правило, наставник прикрепляется к молодому спе­циалисту на срок не менее одного года.

3.5. Замена наставника производится приказом директора учреждения в случаях:

·       увольнения наставника;

·       перевода на другую работу подшефного или наставника;

·       привлечения наставника к дисциплинарной ответственности;

·       психологической несовместимости наставника и подшефного.

3.6.Показателями оценки эффективности работы наставника является выполнение целей и задач молодым специалистом в период наставничества. Оценка производится на проме­жуточном и итоговом контроле.

4. Обязанности наставника:

·знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого специалиста по занимаемой должности;

·разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления последнего с учетом уровня его интеллектуального развития, педа­гогической, методической и профессиональной подготовки по предмету;

·изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста, его отношение к проведению занятий, коллективу учреждения, учащимся и их родителям, увлечения, наклонности, круг досугового общения;

·знакомить молодого специалиста с учреждением, с расположением учебных классов, кабинетов, служебных и бытовых помещений;

·вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к молодому специалисту, правилами внутреннего трудового распорядка, охраны труда и техники безопасности);

·проводить необходимое обучение; контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом учебных занятий и внеклассных мероприятий; разрабатывать совместно с молодым специалистом План профессионального становления; давать конкретные задания с определенным сроком их выполнения; контролировать работу, оказывать необходимую помощь;

·оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;

·личным примером развивать положительные качества молодого специалиста, корректировать его поведение в учреждении, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора;

·участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия; вести дневник работы наставника и периодически докладывать руководителю методического объединения о процессе адаптации молодого специалиста, ре­зультатах его труда;

·подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста, составлять отчет по итогам наставничества с заключением о результатах прохождения адаптации, с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.

5. Права наставника:

- с согласия заместителя директора по УР (руководителя методического объединения) подключать для дополнительного обучения молодого специалиста других сотрудников школы;

- требовать рабочие отчеты у молодого специалиста как в устной, так и в письмен­ной форме.

6. Обязанности молодого специалиста.

6.1.Кандидатура молодого специалиста для закрепления наставника рассматрива­ется на заседании МО с указанием срока наставничества и будущей специализации и утверждается приказом директора учреждения.

6.2. В период наставничества молодой специалист обязан:

·изучать нормативные документы, определяющие его слу­жебную деятельность, структуру, штаты, особенности деятельности учреждения и функциональные обязанности по занимаемой должности;

·выполнять план профессионального становления в установленные сроки;

·постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности;

·учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним;

·совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень;

·периодически отчитываться о своей работе перед наставником и руководителем методического объединения.

7. Права молодого специалиста.

Молодой специалист имеет право:

- вносить на рассмотрение администрации школы предложения по совершенство­ванию работы, связанной с наставничеством;

- защищать профессиональную честь и достоинство;

- знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его рабо­ты, давать по ним объяснения;

- повышать квалификацию удобным для себя способом.

8. Руководство работой наставника.

8.1. Организация работы наставников и контроль их деятельности возлагается на за­местителя директора по учебной работе.

8.2. Заместитель директора по УР обязан:

- представить назначенного молодого специалиста учителям школы, объявить при­каз о закреплении за ним наставника;

- создать необходимые условия для совместной работы молодого специалиста с закрепленным за ним наставником;

-посетить отдельные уроки и внеклассные мероприятия по предмету, проводимые наставником и молодым специалистом;

- организовать обучение наставников передовым формам и методам индивиду­альной воспитательной работы, основам педагогики и психологии, оказывать им методическую и практическую помощь в составлении планов работы с молодыми специалистами;

-изучить, обобщить и распространить положительный опыт организации наставни­чества в образовательном учреждении;

- определить меры поощрения наставников.

9. Документы, регламентирующие наставничество.

9.1. К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся:

-настоящее Положение;

-приказ директора учреждения об организации наставничества;

-планы работы педагогического совета, Совета наставни­ков, методических объединений;

-протоколы заседаний педагогического совета, Совета на­ставников, методических объединений, на которых рассматривались вопросы на­ставничества;

-методические рекомендации и обзоры по передовому опыту проведения работы по наставничеству;

-переписка по вопросам деятельности наставников.

Положение

о Школе молодого специалиста

государственного учреждения образования «Новогрудская специальная общеобразовательная школа-интернат для детей с тяжёлыми нарушениями речи, нарушениями психического развития, трудностями в обучении»

1. Общие положения

1.1. Настоящее ПОЛОЖЕНИЕ определяет нормативно-правовые и содержательно деятельностные основы функционирования Школы молодого специалиста (ШМС).

1.2.ШМС является структурной единицей районной методической сети, созданной для содействия становлению профессиональных качеств педагога.

1.3.В состав ШМС входят Школа молодого учителя, Школа молодого воспитателя, Школа молодого специалиста педагога-психолога и педагога социального, Школа молодого специалиста педагога-орагнизатора.

1.4.В своей деятельности ШМС руководствуется нормативными правовыми актами и методическими документами, регламентирующими деятельность общеобразовательных учреждений Республики Беларусь и настоящим ПОЛОЖЕНИЕМ.

1.5. Слушателями ШМС являются молодые педагоги, прибывшие в учреждения образования района после окончания профессионально-технического, средне специального и высшего учебного заведения и имеющие стаж педагогической работы до 2-х лет.

2. Цель, задачи и виды деятельности ШМС

2.1. Целью работы ШМС является создание условий для личностного и профессионального роста молодых педагогов, их самореализации и социализации средствами методической работы.

2.2.. Задачами деятельности ШМС являются:

удовлетворение потребности молодых педагогов в информации об организации учебной деятельности;

совершенствование профессионально-значимых личностных качеств;

повышение педагогического мастерства молодых специалистов;

обучение планированию, организации и анализу учебной деятельности;

формирование индивидуального стиля педагогической деятельности.

2.3. Основные направления деятельности ШМС:

повышение научно-методического уровня профессиональной деятельности;

освоение методики научно-исследовательской деятельности;

практическое изучение основ диагностики, прогнозирования, планирования, организации учебной деятельности;

изучение передового педагогического опыта;

знакомство, изучение и внедрение новых педагогических технологий;

создание условий для удовлетворения запросов по самообразованию;

совершенствование культуры педагогического общения;

развитие способностей работать в команде.

3. Содержание деятельности ШМС

3.1. Диагностика затруднений начинающих педагогов и планирование деятельности на основе анализа запросов и потребностей.

3.2. Проектирование деятельности молодых специалистов на основе утверждённых планов методической деятельности учреждения, персональных интересов и возможностей педагогов.

3.3. Организация руководства профессиональной деятельностью и самообразованием молодых специалистов.

3.4. Оказание квалифицированной помощи по всем направлениям педагогической деятельности со стороны руководителей ШМС, наставников, администрации учреждений образования.

3.5. Мониторинг эффективности деятельности молодых специалистов.

4. Организация работы ШМС

4.1. Работу ШМС возглавляет заместитель директора по учебной работе, а также привлекаются руководители других методических объединений учреждения образования, передовые учителя.

4.2. Работа ШМС организуется в соответствии с планом, который разрабатывается на учебный год. План составляется руководителем ШМС.

4.3. Заседания ШМС проводятся не реже одного раза в полугодие.

4.4. Заседания ШМС проводятся в форме теоретических и практических занятий (семинаров, практикумов, диспутов, «круглых столов», открытых уроков, взаимопосещений и т.д.).

4.6. Документация ШМС:

- приказ об открытии ШМС;

- положение о ШМС;

- план работы ШМС;

- протоколы заседаний.

- банк данных о молодых специалистах;

- анализ работы за год;

- сведения о профессиональных потребностях и затруднениях молодых специалистов.

5. Права и обязанности членов ШМС.

- принимать участие в планировании работы ШМС;

- участвовать в научных и учебно-методических конференциях, семинарах и совещаниях, презентуя наработанный опыт;

- регулярно посещать занятия ШМС;

- присутствовать на занятиях своих коллег (с их предварительного согласия);

- анализировать работу ШМС;

- своевременно предоставлять отчёт по итогам стажёрской практики.

Анализ работы

Школы молодого специалиста государственного учреждения образования «Новогрудская специальная общеобразовательная школа интернат для детей с тяжёлыми нарушениями речи, нарушениями психического развития, трудностями в обучении»

за 2021-2022 учебный год

В 2021-2022 учебном году в учреждении образования начала педагогическую деятельность учитель начальных классов Кветко А.Ю.

С целью обмена педагогическим опытом, оказания помощи молодым специалистам в профессиональном становлении, повышении их профессиональной компетентности и закрепления специалистов в учреждении образования действуют методические объединения «Школа молодого специалиста» для педагогов первого и второго года практической деятельности в учреждении образования, организованы педагогические пары из молодых и опытных педагогов:

организация наставничества в 2021-2022 учебном году (в соответствии с Приказом № 259 «Об организации работы с молодыми специалистами в учреждении образования» 01.09.2021г. назначить педагогов-наставников над молодыми специалистами):

Кветко Анастасия Юрьевна, учитель начальных классов. Наставник – Бахар Елена Анатольевна, учитель начальных классов.

Свороб Полина Игоревна, учитель начальных классов. Наставник - Гостило Наталья Николаевна, учитель начальных классов.

Марахина Дарья Александровна, педагог-дефектолог. Наставник -  Тарасюк Елена Сергеевна, учитель начальных классов.

Цель - создание организационно-методических условий для успешной адаптации молодых специалистов в условиях современной школы.

Задачи:

помочь молодому педагогу адаптироваться в коллективе;

определить уровень профессиональной подготовки;

выявить затруднения в педагогической практике и принять меры;

формировать творческую индивидуальность молодого педагога;

оказать помощь молодым специалистам в профессиональном становлении, повышении их профессиональной компетентности;

создать условия для развития профессиональных навыков молодых педагогов, в том числе навыков применения различных средств, форм обучения и воспитания, психологии общения с учащимися и их родителями;

развивать потребности у молодых педагогов к профессиональному самосовершенствованию и работе над собой.

Работа с молодыми специалистами в учреждении образования ведётся по следующим направлениям деятельности:

  • - школьная документация;
  • - организация учебно-воспитательного процесса;
  • - методическое сопровождение молодого учителя;
  • - самообразование
  • - психологические основы адаптации молодого специалиста.

В целях личностного профессионального самоопределения в начале учебного года молодым специалистам была предложна самодиагностика «Оценка готовности к педагогической деятельности». Ее результаты показали, что все молодые педагоги обладают исполнительностью, коммуникабельностью в высокой и достаточной степени, способны к творчеству, ощущают уверенность в своих силах; обладают хорошей работоспособностью.

С целью изучения потребностей молодых специалистов по различным направлениям педагогической деятельности, определения перспектив педагогами-наставниками проводились собеседования с молодыми специалистами: «Диагностика профессиональных затруднений». Анализ результатов собеседования показал, что молодые педагоги имеют достаточный уровень теоретических знаний, однако испытывают некоторые затруднения при организации учебных занятий, с учётом специфики учреждения образования, индивидуальных особенностей учащихся. Из предложенных видов методической помощи наибольшим количеством были определены следующие аспекты: изучение психофизических, возрастных и физиологических особенностей учащихся; ведение документации; разработка перспективного и календарно-тематического планирования по предметам; использование форм и методов организации учебного процесса с учащимися с ОПФР; осуществление работы по повышению профессионального мастерства.

  • Педагоги-наставники в работе с молодыми специалистами в течение года оказывали методическую помощь по вопросам изучения нормативно-правовой базы организации учебно-воспитательного процесса, структуре и содержанию перспективного и календарно-тематического планирования, индивидуальной работе с учащимися, использованию ИКТ при проведении учебных занятий, применению в ежедневной практике здоровьесберегающих технологий. Особое внимание уделялось работе с семьями учащихся, своевременному выявлению социального неблагополучия.

Были проведены 3 методические заседания: методический диалог «Самообразование – способ повышения профессиональной компетенции педагога», педагогическая мастерская «Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся с ОПФР по овладению предметными и метапредметными компетенциями», конференция «Творческий поиск молодого специалиста. Подведение итогов года»; круглый стол «Особенности коррекционно-развивающей работы у учащихся с тяжёлыми нарушениями речи, трудностями в обучении в условиях специального обучения и воспитания»; «педагогический манеж» (Проведение недели молодого педагога). В период недели молодого специалиста были запланированы следующие мероприятия:

ФИО

молодого специалиста

Дата

Предмет,

тема учебного занятия,

класс

Место, время проведения

Наставники

 

10 мая Круглый стол с молодыми специалистами и наставниками

 

 

11.05.22 г.

Тренинг

«Я хочу… я могу…» 

Кабинет Психолога      

Юрчик И.М.

1

Свороб Полина Игоревна

13.05.22 г.

Человек и мир

«Плодовые деревья и ягодные кусты»

3 «Б»

Кабинет

211 

 

1урок

Гостило Н.Н.

2

Кветко Анастасия Юрьевна

13.05.22 г.

Матэматыка

«Праверка дзялення

множаннем»

5»Б»

Кабинет

214

2урок

Бахар

Е.А.

У молодых педагогов прошли встречи с психологом УО Юрчик  Ириной Михайловной, проведены: тренинг «Адаптация молодых специалистов», тренинг «Я хочу… я могу…». Психологом  отмечено, что у педагогов появилась уверенность в своих силах, повысилась самооценка, появился интерес к профессии, потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, сформировалась гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать учебное занятие, раскрывается творческий потенциал.

Молодые специалисты посещали учебные занятия, коррекционные занятия опытных педагогов, в том числе и педагогов-наставников в соответствии с графиком посещений, открытых занятий в рамках работы методического  объединения учителей начальных классов. В свою очередь педагоги-наставники посещали учебные занятия  молодых педагогов.

Наставниками отмечено старание и стремление молодыми специалистами выполнить намеченное с наилучшим результатом. Молодые педагоги умело сочетают обучение и воспитание, любят детей, знают их психологию, возрастные особенности. Многие постоянно повышают свои профессиональные знания, принимают участие в методических мероприятиях школы. Ведущим на учебных занятиях является индивидуальный подход к учащемуся, межпредметная связь. Учащиеся получают возможность развивать и реализовывать свои способности в разных видах и формах деятельности: работа в парах, группах.         

Учитель начальных классов Свороб П.И. показала учебное занятие по предмету «Человек и мир» в 3Б классе по теме: «Плодовые деревья и ягодные кусты». Содержание учебного материала, формы, виды и приёмы деятельности  на учебном занятии, были направлены на поддержание познавательной активности учащихся. На уроке прослеживались межпредметные связи, при выполнении заданий задавались вопросы по ранее изученному материалу. Была организована смена видов, что позволило сделать учебное занятие динамичным. Работоспособность учащихся на протяжении всего учебного занятия  обеспечивалась за счёт реализации личностно-ориентированного подхода, грамотно подобранных заданий.

Кветко А.Ю. проведено учебное занятие в 5Б классе по математике «Праверка дзялення  множаннем». Педагог продуманно и целенаправленно решает вместе с учащимися задачи, поставленные вначале учебного занятия. Правильно отбирает содержание учебного материала и методически его отрабатывает в ходе занятия, триединая дидактическая цель урока реализуется через изучение основных понятий и отработки практических умений и навыков учащихся. Отмечается комплексное применение различных средств обучения, в том числе и технических, направленных на повышение темпа учебного занятия и экономию времени для освоения нового учебного материала и способов его изучения, а также применение приобретенных знаний, умений и навыков. Учащиеся проявили активность, внимательность, желание показать свои знания. Все этапы учебного занятия были взаимосвязаны и обусловлены, подчинены заданной теме, целям и задачам занятия.

Профессиональный выбор педагогов напрямую связан с их отношением к своей деятельности: Свороб Полина Игоревна желает продолжать работать в учреждении образования. Кветко Анастасия Юрьевна имеет намерение продолжить работу по специальности в общеобразовательном учреждении. При этом представление о труде учителя  после самостоятельной педагогической деятельности у молодых специалистов изменилось в лучшую сторону. Анкетирование «Готовность к педагогической деятельности» позволило диагностировать качества, способствующие профессиональному личностному самоопределению молодых педагогов, а также степень удовлетворённости педагогов своей работой.

  • Итогом работы с молодыми педагогами  стала самопрезентация в виде творческих отчётов (Конференция «Творческий поиск молодого специалиста. Подведение итогов года»). Используя возможности информационно-коммуникационных технологий, молодые педагоги рассказали о своих успехах в работе, о наиболее значимых событиях в их педагогической деятельности, участии в общешкольных и районных мероприятиях, поделились планами на будущее.

Молодые специалисты принимали активное участие в школьных мероприятиях: тематические концертные программы, предметные недели.

В ходе изучения деятельности молодых педагогов выявлены трудности: в работе с учащимися с низкой мотивацией, обусловленной особенностями психофизического развития. Молодые специалисты имеют достаточный уровень теоретической подготовки, однако не имеют специальной подготовки для работы в условиях школы-интерната. При планировании методической помощи молодым специалистам следует учесть вопросы компетентностного подхода в обучении и воспитании.

Выводы:

1.Уровень профессиональной подготовки пришедших на работу в учреждение образования молодых специалистов следует признать удовлетворительным.

2.В ходе выполнения поставленных задач в учреждении образования созданы условия для роста профессионального мастерства молодых педагогов.

3.Администрацией учреждения образования и педагогами-наставниками оказывалась помощь молодым специалистам в вопросах применения теоретических знаний в педагогической деятельности, реализации творческого потенциала.

4.Наставничество учителя начальных классов Гостило Н.Н. над молодым специалистом Свороб П.И. завершёно успешно.

5.В 2022-2023 учебном году продолжать работу с молодым специалистом Кветко А.Ю. по развитию профессиональных качеств личности педагога.

6.При организации методической помощи молодым специалистам в

2022-2023 учебном году принять во внимание возникающие проблемы в ходе их педагогической деятельности.

Руководитель Школы молодого специалиста:                           Е.А. Бахар